Кинопанорама 61
Главный фильм Сергея Соловьева, шекспировская классика в советском исполнении, инсульт в художественном творчестве, беготня Уилла Смита, снятая Тони Скоттом, и зачем бегать, если можно телепортироваться в кинообзоре за номером 61
Асса, реж. Сергей Соловьев, СССР, 1987

Фильм, который контрастирует со всей фильмографией Соловьева, но по нему Соловьева и запомнят.
Тема фильма - любовный треугольник, в котором задействованы бывшая медсестра, а ныне любовница (Татьяна Друбич) криминального авторитета Крымова (Станислав Говорухин), а также сторож театра,музыкант и неформал по прозвищу Бананан.
Еще один образчик перестроечного кино. Не сказать, чтобы разоблачительного типа. Скорее наоборот. Он являет героев конца застоя и перестройки, в которых запуталась главная героиня. В них угадываются и два антипода 90-х гг., ныне слившиеся в едином порыве – рок-музыкант и бандит, правда в фильме он еще интеллигентный. Но есть ведь и олигархи, тоже прикидывающиеся интеллигентными. "Героизм" (яркость) этих лиц особенно показателен на фоне милиции, следователей, алкоголиков и пр. В общем, эпоха во всем ее противоречивом многообразии. Ну и финальное «Я хочу перемен» от еще одного рок-героя звучит вообще как приговор – герои против системы, что те, что другие. Правда, понять трагизм положения помогло только будущее. Рок-гении советского андеграунда погибли либо на излете советского времени, либо перестали давать сдачу, как это настойчиво делал Бананан (не продавался, значит, а работал). Сам Сергей Соловьев определяет жанр ленты как индийское кино, где много песен и любви без хэппи-энда. И индийский эпос, и социальная драма в одном флаконе – неплохо.

Король Лир, реж. Григорий Козинцев, СССР, 1970


Классика в классическом исполнении.
Классик советского кино ставит классическую пьесу под аккомпанемент великого классического композитора. Стоит ли говорить, что и результат получился классическим. Даже изображение классическое – черно-белое. Как и любой канон, фильм академичен и скуп. И довольно интересно, что Козинцев, один из титанов советского кинематографа, обращается к классической теме (причем второй раз после «Гамлета»), как и другой титан – Иван Пырьев – в «Братьях Карамазовых». Наверное, из серии «не могу поступиться принципами». И действительно не мог. Тем более, что тема самая что ни на есть благодатная – отцы и дети, как и в «Гамлете». Уж не намек ли? Впрочем, это право автора. Что касается всего остального – выше всякой критики. Гениальный Юри Ярвет, великолепные Олег Даль и Донатас Банионис. Драматизм Шекспира, решенный в эпической и поэтичной манере, рождает эмоции высшего порядка. Школьники должны смотреть в обязательном порядке. 

Скафандр и бабочка, реж. Джулиан Шнабель, Франция-США, 2007


Бабочка в скафандре.
История о главном редакторе журнала Elle Жан-Доминике Боби, парализованном в результате инсульта, но сохранившем возможность видеть, слышать и моргать одним глазом.
Фильм снят по книге самого Боби, написанной благодаря морганию. Но технику поймете из фильма. Сюжета почти нет – в задачу режиссера входило не рассказать историю Боби, а показать его внутренний мир. Для этого Шнабель использует два приема. Первый – видение мира одним глазом главного героя. Второй – яркие образы его внутреннего мира, где летают те самые бабочки. Красота, женщины, слово – составляющие мозаики, которую строит Жан-Доминик. Это то кино, которое нужно смотреть, чтобы видеть, и слышать, чтобы смотреть. Не самое захватывающее чтиво, но подходящее для созерцания полотно.

Враг государства, реж. Тони Скотт, США, 1998


От государства, оказывается, можно убежать.
Адвокат по трудовым спорам попадает в историю с политическим убийством, которому он не является даже свидетелем. Теперь его жизнь – это бег, которому бы позавидовал и Карл Льюис.
Был бы неплохой фильм, если бы не был таким правильным. И адвокат с внешностью Уилла Смита любит жену, хотя давно была измена, и заканчивается очередной мурой про права человека. Может, отечественное сознание к этому не готово? Может, мы готовы признать навсегда всесилие КГБ? Американцы, судя по фильму, не готовы. И все же не отпускает мысль, что косвенно и в рамках хэппи-энда подтверждает фильм, что ты в любой момент можешь оказаться на крючке и все технические уловки и прибамбасы, включая миксер, могут начать работать против тебя и твоей свободы. А, может быть, уже работают?
В остальном и динамика, и проблема (хоть и решенная по правилам боевика), и прочее – заслуживают хорошей оценки и даже рекомендации. Главное, не ждать глубины.

Телепорт, реж. Даг Лайман, США, 2008


Вообще-то название переводится как «Прыгун». Но прокатчики ловко переименовали в «Телепорт». Чуяли, что другим завлечь не получится.
Замечателен хронометраж фильма, который, видимо, и определял маневры его создателей. Поставили задачу уложиться в 85 минут. В результате: разбега у фильма нет, дело сразу же начинается с того самого телепорта. Ну и пошло – постоянно мелькающие перемещения, сопровождаемые яркими спецэффектами, замечательные ландшафты, клиповый монтаж, от которого рябит в глазах, неожиданно модно белобрысый С.Л. Джексон (звездная приманка сего экшна, остальные – неотесанная молодежь) и т.п. Появляются некие охотники, которые объявляют телепортов плохими, а те считают себя хорошими. В общем, закрутили… А объяснить забыли. Очень похоже на Матрицу, но там все логично и драматургия выстраивается линейно, но это и хорошо – должна же быть какая-то стройность. А здесь… Нет, не вышло. Скомкано и непонятно. Варианта два:
1. Сценаристы халтурят и не за что им увеличивать заработную плату
2. Фильму не повезло и съемки выпали аккурат на разгар забастовки.
Впрочем на вердикт это не влияет: динамичная, яркая… чушь.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (04.06.2022)
Просмотров: 110
Всего комментариев: 0
avatar
close