Карьера Димы Горина

Многие считают, что Александр Демьяненко — актер одной роли. Но это не совсем так. Скорее, актер одного образа — очкарика-интеллигента. Только если у Гайдая такой очкарик обаятелен, то в «Карьере Димы Горина» — это индивидуалист и карьерист… Вроде как две стороны одной интеллигентской медали. Правда, это относится только к первой половине фильма. Герой к финалу все-таки перерождается, осознав значимость общественного перед личным. Точнее, соединив личное (любовь к девушке Гале Березке) и общественное (комсомол и сибирскую стройку). Да и сюжет построен на движении героев друг к другу — через трудовой подвиг к личному счастью.

Но все же осадочек от «карьеристского» начала остался, ведь явленный в нем Дима Горин — персонаж гораздо более типичный, чем Шурик, для советского кино. Для позитивного образа рабочего всегда требовался некий контраст. И Горин — как раз такой.

Что такое позитивный образ рабочего? Это коллективное начало, простота в быту и обращении, открытость… Что является к ней контрастом? Индивидуальное начало, закрытость (вплоть до тумбочки с замком, над которой довольно зло пошутили члены бригады), скаредность, костюм на фоне расстегнутых рубашек и пальто на фоне ватников… Ну и отношение к труду — рабочему и интеллигентному.

Впрочем, фильм мог преследовать целью отнюдь не клеймение работников умственного труда, а оправдание труда простого, для которого не требуется, может быть, образования, но требуются сильные руки и особое отношение к труду. Это и предстояло понять Горину. Собственно, это и происходит.

Есть ли в этом элемент пропаганды? Не то слово! Недаром фильм начинается и заканчивается темой комсомола. Но все же есть здесь и романтика тайги, и молодость, и «шестидесятничество», и светлейшая музыка Андрея Эшпая (знаменитая «А снег идет» — суперхит того времени). А собратьями просматриваются и «Девчата», и «Высота» и даже «Я шагаю по Москве». Роднит фильмы их лиричность. Но «Карьера Димы Горина» скорее забыта, нежели стоит вровень с означенными шедеврами — тут и Шурик Демьяненко подвел (обаяние не того уровня), и некоторая шаблонность героев и ситуаций, и ощутимая нехватка юмора, а в сравнении с «Высотой» явно недостает монументальности и драматизма. И все же дух времени, пусть и без яркости, фильм передает. А это немало.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (25.08.2014)
Просмотров: 626
Всего комментариев: 0
avatar
close