История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж.

История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была

реж. Андрей Кончаловский

В главной роли: Ия Саввина

СССР

1967

Оценка 9

Эта необычная лента оказалась одной из т.н. "полочных" в советское время. Причин видится как минимум две (может, их было больше).

Народное застолье

Первая - это эстетика Кончаловского, основанная на реализме модного ныне мокументари. В общем-то он перенес ее в Клячину прямиком из своего дебюта - Первого учителя. Но в силу современности и актуальности сюжета, а не мифологичности, основанной на столпах советского кино - Довженко, в первую очередь - ну и того факта, что речь шла не о какой-то там среднеазиатской глуши, а о России, этот приём смотрелся теперь иначе. Поэтому идеологически фильм и впрямь виделся чрезмерно принижающим достижения советского строя, что в сельском хозяйстве, что в культуре (моральной и политической) колхозников. А тут ещё даже не псевдодокументальные, а натуральные вставки об одном из претендентов на сердце Аси, носящем на груди тату в виде портрета Сталина, а затем и противовес - дед, рассказывающий о лагерной жизни, да ещё делающий политические выводы (не противоречащие, впрочем, официальной доктрине того времени)... Наконец, "богато" обставленный быт самой Аси. "Богато" в смысле историчности самой героини, у которой в семье женское всегда господствовало над мужским (и в этом продолжение феминистской линии Первого учителя), а светское соседствует с отнюдь не кажущимся формальным религиозным. Такой идеологический набор интересен сегодня - во внеидеологическое время. А тогда мог вызывать если не неприятие, то непонятие как минимум.

Ия Саввина

Да и сама история девушки, забеременевшей вне брака - тоже тот ещё жест, особенно если учесть блистательно срежиссированную, и не без аллюзий, сцену родов в поле (вне деревни) и очень своеобразных "волхвов" в виде военных... Парадоксально, что главные советские (вернее, коммунистические) идеологемы фильм, скорее, защищает - коллективизм в труде, самоопределение личности и, не явно, идею прогресса. Недаром, в финале символично рушится вагончик как здание прежней жизни на колёсах, прирастание заново корнями к земле - кто-то скажет, что это застой, но для режиссёра это могло быть знаком конца социальных потрясений, в которых драма Аси Клячиной становится в полной мере личной (пусть и на разрыве между городским и сельским парнями). Тем не менее, необычность подачи и сомнительность с точки зрения идеологии брежневских уже времён сделали, видимо, вещь "полочной". С этой позиции даже чтение совсем не героическим возлюбленным Аси одновременно журнала мод и 10 дней, которые потрясли мир - смотрится иронической (и грустной тоже) усмешкой над далёкими уже идеалами героического Октября.

Городской "жених"

Вторая причина лежит вне идеологии и может показаться не очевидной для многих, кто является противником "советов" в складывании картин на полку. Парадоксально, но этот подход стоит назвать художественно-продюсерским. Новаторство новаторством, а кино должно смотреться, а Ася разваливается на блестяще сконструированные, но неочевидно согласуемые между собой части. Пойдёт ли зритель косяками на такой авторский фильм? Сомнительно. Зная (по некоторым документам) практику советских худсоветов, можно догадаться, что к таким аргументам прислушивались не реже, чем к замечаниям цензоров. Ограниченность и триумф советской киносистемы в том и состоит, что образование делало режиссеров-авторов, которых все остальное заставляло делать массовое кино. Недаром тот же Кончаловский снял затем вполне зрительскую мелодраму (хотя и не без изысков) "Романс о влюблённых". Принципами массовости пренебрегали и ещё два полочных режиссёра - Аскольдов (его комиссар совсем уж артхаусным оказался) и Герман (тому все-таки разрешали снимать). Кстати, ряд его вышедших фильмов и некоторых фильмов Михалкова, Гайдая и прочих советских мастодонтов были куда более оппозиционны, нежели "Ася Клячина".

Сельская "любовь" Аси

Надо бы ещё учесть и то, что со времён Перестройки телевидение показало фильм Кончаловского от силы пару раз... А жаль - многое из современной фестивальной коньюнктуры буквально выпестовано этим отечественным шедевром, примечательного, помимо исключительного по тем временам использования непрофессиональных актёров и документальной сьемки, ещё и профессиональной и тонкой игрой Ии Саввиной, добавившей к своей природной чуткости и интеллигентности нечто из русского народного характера в полном соответствии с оригинальным названием "История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была".

Подлинный старик, переживший ГУЛАГ

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (25.06.2016)
Просмотров: 402
Всего комментариев: 0
avatar
close