Инспектор ГАИ
Один из образцов социально-политического заказа. Можно сказать, один из лучших в своем жанре.
Инспектор Зыкин (Сергей Никоненко), рыжий во всех смыслах, вызывает противоречивую реакцию сослуживцев и начальства, не говоря уже об автолюбителях, поскольку штрафует независимо от социального статуса и должности. Но однажды он нарывается на нового директора местного автосервиса гражданина Трунова (Никита Михалков), который пытается доказать ГАИшнику, что правила писаны не для всех.
Поскольку фильм создан в 1982 году, не воспринимать его как пропагандистское сопровождение кампании по борьбе с привилегиями невозможно. Да и не нужно. При этом фильм получился вполне искренним и не слишком оптимистичным - финал открыт: можно предполагать и торжество высоких принципов советской морали и победу надвигающегося класса "новых русских", вступивших в союз с номенклатурой. Фильм, а он такого рода не один, в очередной раз показал коррозию советской системы, жившей по принципу: если нельзя, но очень хочется, то - можно. Для особо приближенных, конечно. Другое дело, что сама система могла позволить себе подобную критику, несмотря на прилепившийся к ней ярлык "не демократическая". Тут вам и каста чиновников под вывеской "рука руку моет", и "рыжий" ГАИшник (явное исключение из правил), и "фирмачи", и "блат", и кадровая политика не по заслугам и т.д. В общем, полезное кино.
Что касается факторов киношного свойства, то лучшее - это, безусловно, сценарий. Александр Бородянский,  прославившийся впоследствии сотрудничеством с Кареном Шахназаровым, впервые опробовал социальные реалии своим пером, что впоследствии вылилось в знаменитого "Курьера". Никита Михалков в очередной раз сыграл самого себя (по ощущениям во всяком случае),  а значит наслаждение зрителю гарантировано. Другое дело - Сергей Никоненко. Все-таки изображение железобетонного чудака выглядит задачей потруднее. Как это у него получилось, судите сами, но то, что он дела не завалил - факт. Режиссура в таком раскладе ушла на задний план, да и бог бы с ней - припомним, что кино не авторское, а политически заказанное. Но Эльдор Уразбаев по крайней мере профессионал. Впереди у него "Визит к Минотавру", подтвердивший статус. Наверное, просто он милицию любит. Налицо тот случай, когда чувство совпало с пожеланиями руководства (это я шучу - режиссер не так уж плох). 
А вообще-то неплохое проблемное кино, во многом актуальное и сегодня. Тому доказательством гибель сразу нескольких губернаторов из-за несоблюдения ПДД на земле (Евдокимов) и в воздухе (Лебедь и кто-то еще), пусть даже не они были за рулем. Почему-то ныне в качестве госзаказа снимается "Ночной дозор".

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (20.08.2010)
Просмотров: 550
Всего комментариев: 0
avatar
close