И это всё о нём

реж. Игорь Шатров
В ролях: Игорь Костолевский, Евгений Леонов, Лариса Удовиченко, Леонид Марков, Альберт Филозов, Юрий Каюров, Владимир Носик и др.
СССР
1977
Оценка 6
 
В посёлке лесозаготовителей погибает бригадир Евгений Столетов. Первое следствие устанавливает, что это несчастный случай. Но жители посёлка не верят в случайность гибели Жени. И в посёлок приезжает следователь Прохоров, чтобы детальнее разобраться в обстоятельствах смерти.
Увы, должен сразу сказать спойлер, ибо без него теряется смысл обсуждения, да признаться если, детективная составляющая не является главной: Столетов высвечивается как жертва "мещанской и перерожденческой идеологии", символами которой становятся (спойлер) и (спойлер). Сам Столетов и его комсомольская бригада - правдоискатели-идеалисты, думающие почти исключительно об интересах государства и светлом будущем. Даже иногда возникает ощущение, будто они вылезли из какой-то коммунистической колбы.
И даже колба немного демонстрируется, причём двумя людьми - революционным дедом Столетова и слепым (что важно) учителем. Категоричность же деда диктуется его революционным прошлым - так и представляешь его бегающим по болотам и горам Даурии за какими-нибудь семёновцами, сокрушенными его боевой шашкой. Недаром старичок даже простуду внука объясняет едва ли не оппортунизмом.
И это даже могло бы сойти за объяснение трагедии Столетова. Вот, мол, идеалы революции, воплощённые в парне и не выдержали современных реалий.
Но авторы делают два, а то и больше разворотов.
Разворот номер один: главный антагонист представляется не в белом и даже не в черном цвете. Он вообще бесцветный (слепая интуиция учителя здесь и понадобилась как камертон).
Разворот номер два: уничтожить этого антагониста физически и даже изолировать не получится - он вне досягаемости для уголовного кодекса.
Третий разворот: тема личных чувств, используемых как средство шантажа.
Не сказать, что Столетов всего этого не понимает - и даже сам всё это озвучивает. Но...
Но в итоге авторы предпочитают уйти от темы, а за каким чёртом вообще понадобилось комсомольцам озаботиться нормами выработки? Где мотив? А сам-то Столетов понимал собственный выбор между честностью комсомольца и любовью к Людмиле Гасиловой? Почему комсомол не доверяет партии?
То бишь фильм всё время чего-то недоговаривает, недокручивает, уходит от противоречий.
Например, вся деревня любит Столетова и не любит Гасилова. Со Столетовым ещё ладно - идеалистов и вправду часто любят, хоть и относятся как к чокнутым с сочувствием больше, чем с уважением. А Гасилов? Это что? Полузабытая ненависть к кулакам? Или новая нелюбовь к приспособленцам? Авторы молчат. Ну или по Пушкину: Народ у них безмолвствует. Да и с нормами выработки - неужели не нашлось никого, кого эта ситуация устраивала? В конце концов, это вполне легальная возможность дополнительные деньги. Может, они и есть, да только не показаны. Фильм получается почти бесконфликтным.
Конечно, есть детали, которые намекают на неблагополучие в социалистическом хозяйстве - сама гибель романтика-коммуниста Столетова уже о многом свидетельствует, и пожилой возраст живых свидетелей революции, и Гасилов, и Петухов, в советском языке бывшие не только мещанами, но даже родимыми пятнами капитализма. Но все эти детали до уровня обобщений авторами не поднимаются. Напротив, это некое почти частное явление, ведь есть мудрый, хоть и прошляпивший непорядок, секретарь райкома (Игравший обычно Ленина Каюров), раздающий категоричные оценки, несмотря на внешнее добродушие, следователь Прохоров (Леонов), грубоватый, но (спойлер) Заварзин, горячие комсомольские парни.
Потому такие фильмы занятно смотреть именно ретроспективным сознанием, когда знаешь, чем дело кончится. А кончилось развалом экономики и победой продираемой в фильме "гасиловщины" (читай: потребительства).
Но в этом знании будущего и интерес и, увы, понимание того, что в своем времени фильм и повесть Липатова были пропагандистскими более, чем талантливыми. Поэтому очень трудно признать фильм хорошим, потому что системного объяснения "победы" гасиловщины нет. Кроме, разве, неподсудности особого рода конформизма Гасилова. Даже несмотря на шикарный состав актеров и прекрасную музыку Евгения Крылатова. К тому же, затянутость сериала тоже налицо, хотя и продиктована вроде бы размеренным течением жизни сибирской глубинки. Да и нынешний зритель вряд ли "врубится" в специфические обороты того времени - политические и экономические.
Впрочем, с исторической точки зрения такие киносвидетельства ценны. Других то и нет.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (24.05.2018)
Просмотров: 369
Всего комментариев: 0
avatar
close