Горбатая гора
Гремучая смесь: гей-вестерн. Дожили — ковбои-геи. Форд, Уэйн и прочие в гробу, наверное, перевернулись. Насчет реакции Клинта Иствуда неизвестно, потому что как истинный мудрец он промолчал. Мягко говоря, не банальное прочтение вестерна, поскольку слишком уж примодненное «голубой» темой.
Но важна не сама тема (в конце концов, не первое кино про геев), но и качество ее реализации. А с этим главная проблема. Энг Ли до этого успешно снимал и костюмные драмы по Джейн Остин ("Разум и чувства»), и восточные сказки (Крадущийся тигр, Невидимый дракон) и пр. Этакий полу-голливудский многостаночник без особого авторского почерка, как, например, и его старший товарищ (на мой вкус, более талантливый) Стивен Содерберг. Вот и здесь грамотное, но отнюдь не прочувствованное повествование, откровенно говоря не открывающее новых горизонтов как в вестерне, так и в гей-драмах. Потому что ни вестерн (в силу отсутствия пистолетов, которые видимо заменяют другие части тела — читайте Фрейда), ни гей-драма (в силу отсутствия той самой чувственности, ну или страсти) не впечатляет.
Можно, конечно, порассуждать на тему того, что любовь у мужиков случается в девственной, естественной красоте Горбатой горы, на тему этики и психологии семейной жизни, естественности мужской любви вообще (недаром даже жены ревнуют их к любовнику так же как к любовнице) и т. д. Но все это будет фальшиво — все это «не внушает». Есть сильное подозрение, что в качестве сценария просто взяли сюжет заштатной мелодрамы с традиционным треугольником, в котором одну из женщин заменили на мужчину, да нацепили всем на головы ковбойские шляпы.
Все это, конечно, очень субъективно. И прежде всего определяется тем, понравился или не понравился фильм. После просмотра возникло чувство, что меня обманули. Наверное, срабатывает стереотип, что гей-фильм, а тем более гей-вестерн должен шокировать, а здесь не осталось ровным счетом никаких эмоций. Даже целуются-то и то через силу — как будто каждый представляет вместо партнера женщину. Поэтому герои не вызывают ни сочувствия, ни отвращения, а только недоуменное пожатие плечами. Как и весь фильм в целом.
Поймите правильно, гомофобия — не мой конек. Я очень люблю фильмы Гаса Ван Сента и Педро Альмодовара, рисующих гомосексуалистов, которым сочувствуешь. Наверное, это потому, что они сами нетрадиционной ориентации. А Энг Ли, и в этом парадоксальная к нему претензия, нормален и, к сожалению, это чувствуется в фильме. Не покидает ощущение, что Энг Ли взял тему, популярную в определенных фестивальных кругах, просчитав успех до точки, разбивая последний оплот мужественности в кино — вестерн. Если Иствуд в своем «Непрощенном» разбивал каноны жанра, но не мужскую суть вестерна, то Энг Ли дискредитировал жанр в принципе, оттоптавшись на нем, использовав его для… ну не будем обманываться — реальной защитой прав геев здесь и не пахнет, поэтому Ли использовал сию киноисторию для СПЕКУЛЯЦИИ. Кстати, и на «Оскаре»-2006 и в Венеции-2005 «Горбатая гора» выиграла у работы, действительно защищающей демократию и права человека, к тому же более сильной художественно — «Доброй ночи и удачи». Но согласитесь, что если не вникать в тонкости, то горький перец произведет бОльший резонанс в организме, нежели даже устрицы. Означает ли это, что он полезнее и вкуснее? Вряд ли. Такая же история с «Горбатой горой» — тема острая, но сделана невкусно. Обсуждать фильм как тему интереснее, чем его смотреть и обсуждать его сомнительные художественные достижения. И единственная награда, с которой лично я согласен — это «Голубой лев» в Венеции, потому что голубых львов не бывает — ненатуральные они.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.11.2009)
Просмотров: 501
Всего комментариев: 0
avatar
close