Гавр

реж. Аки Каурисмяки

В ролях: Андре Вильм, Кати Оутинен, Жан-Пьер Дарруссен, Блондин Мигель, Элина Сало, Эвелин Диди, Куок Дунг Нгуйен, Лаика, Франсуа Монни, Литтл Боб

Финляндия-Франция

2011

Оценка 9

Бывший писатель Марсель Маркс живёт в Гавре, проводя время за чисткой обуви, барной стойкой и бытованием со своей любимой женой. Но случай ввязывает его в историю с Идриссой - чернокожим парнем из Габона, который хочет попасть в Лондон, тогда как французская полиция жаждет засадить его в тюрьму.

Финского киноклассика Акт Каурисмяки не узнать очень трудно. Во-первых, пролетарский сюжет из жизни малоимущих. Узнаются и знакомые формы - сероватые оттенки изображения с голубыми красками моря и глаз главного героя, в которых должна светиться (и светится) детская непосредственность и простота, обязательный и обаятельный нордический рок-н-ролл, панковские пейзажи в виде пустых берегов, вечных гаражей и контейнеров в доках, два и вообще картинка из английских телесериалов годов примерно 70-х. Такая северная, холодная и аскетичная. Привычен в определённой мере и набор героев-архетипов - неудачник с добрым сердцем, преданная и любящая женщина (ещё один символ режиссёра - чем-то напоминающая Инну Чурикову великолепная финка Кати Оутинен), противоречивый комиссар со сложной системой принципов, обезличенные госчиновники и полицейские (этакое мировое бесчеловечное зло), злобный обыват ель и энное количество обывателей сочувствующих. Наконец, присутствует чудо. Почти обыкновенное, родившееся от сделанного добра. Спаси человека, а он ещё одного за собой потянет - в противовес политике русской поговорки про беду.

Но есть и маленькие отличия. Режиссёр решил проверить свои художественные принципы и идеологические взгляды на территории не родной Финляндии, а Франции, да ещё и на материале животрепещущей политической проблемы - нелегальной иммиграции. А раз Франция, то водка меняется на вино и коньяк. Темперамента и слов становится побольше, а сам переезд во многом означает уход режиссёра от национального к глобальному, да ещё и способом показать свои глубоко левые взгляды. Его писатель отсылает к двум позициям режиссёрского месседжа - Марселю Прусту и его поискам утраченного и, куда уж деваться, к Карлу Марксу и его классовым теориям. Получился альтернативный англосаксонскому (хоть подростка и отправляют в Англию) франко-немецкий словарь, обьединяющий классовые различия и мораль супротив экономических категорий и бюрократии. Классовая и общечеловеческая солидарность (читай "любовь") должны бы, по Каурисмяки, победить госвласть и связанное с ней предательство.

Естественно, что к любви, как всегда, прибавляется и абсолютно специфичный финский юмор, чем-то обьединенный с юмором стэндапов и немого кино (мимов), но и контрастирующий с ним, потому что гэгам у Каурисмяки места совсем нет, зато есть лаконичность.
Больше всего трогает мысль, что человечество забыло от лить добро от зла. В очень простой форме финский гений вещает, что помочь найти человеку работу - это вообще-то хорошо, а заложить его властям за желание работать - это точно зло. Убить его же при побеге - зло, а сохранить жизнь и родить чудо - добро. Наивный писатель - это детство, в котором эти вещи не обросли шкурными интересами. К тому же вроде и не в пику мультикультурализму, но в дополнение к нему идёт тема общечеловеческих ценностей, где неважно китайский Чанг ты или вьетнамский Мин - лишь бы человек был хороший и помогал другим, попавшим в беду.

В общем: Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Только не против кого-то, а во имя человека. Кстати, оба Маркса (Карл и Марсель) едины именно в своём гуманизме. А коммунизм - это не Ленин и Сталин, а сильно от них отличающийся Каурисмяки. И он не мифически, а вполне конкретно - добрый почти дедушка, переведший на Язык марксизма христианские: Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи и Возлюби ближнего своего.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (05.09.2017)
Просмотров: 309
Всего комментариев: 0
avatar
close