Фаворитка

Реж. Йоргос Лантимос
В ролях: Оливия Коулман, Эмма Стоун, Рэйчел Вайц 
Великобритания-США
2018
Оценка 9
История сложных отношений английской королевы Анны и двух ее фавориток - герцогини Мальборо и Абигейл Черчилль. 
Когда в очередной раз смотришь в оскаровские номинации и читаешь синопсис, то легко находишь оскаровскую политику последних лет даже в костюмной драме - если уж и не MeToo (хотя это тоже есть), то старый добрый феминизм, и, конечно, ЛГБТ. Разве что расовую проблему Лантимос впихнуть не смог, хотя ведь мог бы явить каких-нибудь лакеев-негров! Ай-ай-ай... Впрочем, если поскрести, то политический заказ и либеральная пропаганда (в том числе гуманистическая) слетают как осенние листья, а за красивым фасадом обнаруживается одинокий и корявый остов...
И в итоге греку, пробившемуся через галимый европейский арт-хаус в топ-режиссёры, удается пройти между струек голливудской арт-мэйнстримной цензуры и выдать нечто похожее на бесполый скелет "политического" человека. И свои артхаусные "штучки" он подлаживает под все эти тренды, но тут могут быть и разночтения. 
Практически дружно рецензенты, опираясь на интервью и т.п., посчитали, к примеру, что кривая оптика "запирает" и героев и зрителя внутри дворцового кадра. Но при определённом раскладе можно увидеть и в мизансцене и в линзе полотна эпохи Возрождения, например, в которых, как в Тайной вечере или, того лучше, Ночном дозоре (особенно в сцене киношного тёмного бала), лица людей выступают из мрака, но не светясь, а неся на себе печать тьмы - неслучайно все происходит при естественном освещении.
 
Или можно рассмотреть сужение, искривление и субъективность взгляда Лантимоса, откровенно признающего исторические ляпы и допущения, то бишь авторский (необъективный) взгляд. Или, может быть, это кривизна персонажей? И это тоже очень соблазнительный ракурс... 
А есть ведь менее заметная, но вполне примечательная разноуровневая съёмка - снизу-вверх (взгляд плебея?), сверху-вниз (превосходство) и равенство... А плюсом ко всему ещё и панорамная съёмка - своеобразный привет нынешним мобильным технологиям, подсматривающим за миром вокруг... А уж подглядеть за "звёздами" XVIII века, да ещё обогащёнными современным масскультным словарём типа "трахни меня" - "святое" дело. Занятно, что при всём натурализме и откровенности, даже полуобнажённая сцена от силы одна... Ну полторы. 
И это только операторские приёмчики. Почему-то вспоминаются не только отсылки к Висконти с его трепанацией и одновременно ностальгией по аристократическим салонам, но даже к советскому кино, где за внешними соцреалистическими чертами мог скрываться вполне противоположный смысл. Таков был эзопов язык. Фаворитка делает нечто подобное - лексика, которую создаёт Лантимос сотоварищи, если и не явно современная, то сильно осовремененная - при куртуазном налёте максимум жестокости и скабрезности, причём с использованием того самого масскульта.
Но ещё "веселее" отдельные сцены - самый "крутой" момент - это, конечно, сцена бала - акробатический хип-хоп-рок-н-ролл, положенный на неоклассический музыкальный авангард - это вау! (музыка тоже очень хороша!) А сцены лесбийских забав выглядят невиннее, чем закидывание какой-то снедью полноватого мужичка аристократами мужеского пола. Или, например, опрокидывание в канаву и в дерьмо со сценами мастурбации. Короче, зрелище не для романтичных особ. Самой красивой сценой стало и вовсе убийство птички с разбрызганной кровью. 
Однако ж, прежде всего, это какой-то (не факт что любовный) треугольник.
Анна (Оливия Коулмен) - заложница власти как формальной и природной, так и вполне личной - герцогини Мальборо. Ее власть - каприз, ее жизнь - подчинение ритуалам, воле других, её надежда - любовь. Увы, любовь нечестная... Да и с семьёй не задалось - явно саркастичный выпад с кроликами как символом бездетности...
Абигейл (Эмма Стоун) - гуманистичное и даже невинное дитя, дитя чести. Поначалу. А дальше начинается взращивание зверя "Я за себя". И... Любовь - это ложь?
Герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайц). Можно сказать, жизненное кредо "Я сделаю из тебя убийцу" и "Народ не ведёт, его ведут". Жестокая, немилосердная, но... Любовь - это правда?
Мужчины в этот треугольник пытаются вмешаться, но если и получается, то с трудом. Лорд Харли - мужчина, конечно, более классический, чем Мэшем, которым Абигейл откровенно играет. Пожалуй, именно в нем живёт этот новый призрак - MeToo. Как-никак "выводит из равновесия". 
Лантимос, думается, вступает в конфликт с прежней мифологией власти, где женщины проявляли слабость, явленной тем же сюжетом, но в ином ракурсе в Стакане воды - и в пьесе, и в нашем фильме. Там женщина проигрывала в политике из-за любви - взаимная ревность подарила супружеское счастье наиболее человечной и любимой... В Фаворитке женщины становятся заложницами власти до конца, причем выворачивая наизнанку изначальную интригу... Где была любовь против власти, в итоге не осталось ни того, ни другого... А женщина становится пленницей рокового царствования точно так же, как и мужчины. И на кой, спрашивается, тогда весь этот феминизм и MeToo, коли дамы превращают все вокруг в почти то же самое, что и мужчины? Где-то даже и хуже. 
Власть сильнее любви, т.е. страна важнее (любовь к ней). И даже в смысле секса (мастурбировать мужчине и думать о сопернице - это сильно!). Лантимос намекает, что женщины напрасно "прут" во власть - это отнюдь не принесёт туда благородства и гуманизма, а сами женщины потеряют нечто куда более важное...
Жаль, что и для королевы всё идёт по кругу - всего лишь лёгкая смена декораций. 
Спойлер - из грязи в князи это хуже, чем князь-тиран. 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 212
Всего комментариев: 0
avatar
close