Главная » Статьи » Кино-Театр

Движение вверх

реж. Антон Мегердичев
В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Иван Колесников, Кирилл Зайцев и др.
Россия
2017
Оценка 8

 
Идеальный киномиф
О победе сборной СССР в олимпийском баскетбольном финале 1972 года.
Таким как я, трудно смотреть Движение вверх или Легенду # 17 — потому что какие-никакие, но знаешь подробности и времени и этих конкретных побед и конкретных людей. Вот в Легенде номер 17, например, увы, известно, что Харламов «поломался» много позже, что в СССР не показывали (да и не могли показывать) суперсерии с Канадой в прямом эфире (поэтому мистический эпизод с Тарасовым, гоняющим веткой камешки в хоккейной коробке, мифологичен вдвойне, как и звонок в Канаду, да ещё без похрюкивания и царапин в трубке), что главным бомбардиром был не только не Харламов, но даже не Михайлов, а вовсе Якушев. А лучшим игроком серии признавали и совсем Третьяка… А, к примеру, ударный эпизод про звенья из разных клубов и вовсе «стырили» из американской картины «Чудо на льду» о победе американцев над нашими в Лейк-Плэсиде. Список можно продолжить…
Поэтому и Движение вверх начинаешь смотреть со снисходительной улыбкой (в лучшем случае), а чаще улыбка больше напоминала циничную ухмылку. К примеру, образ тренера Кондрашина (из-за судебных проблем с его родней переименованного в Гаранжина) вообще-то не больно близок к оригиналу. Тот был стратегом и вещью в себе, а Владимир Машков делает его не столько тактиком, сколько мотиватором. Съёмки баскетбола смотрятся шикарно, но вот данков (бросков сверху) советские баскетболисты не делали, причем из соображений баскетбольной этики, считая это пижонством (освоение этих данков началось только с середины 1990-х). Кстати, и американцы не шибко ими грешили. Естественно, что создатели предпочли опустить тему с американскими протестами и их непризнанием результата того финала до сих пор (!). И, к слову, как-то забывается, что у американцев играли всё-таки не профессионалы, а студенты (вплоть до появления дрим-тим в Барселоне). И Паулаускас отнюдь не был русофобом и антисоветчиком. До сих пор ежегодно приезжает в Россию тренировать юных ребят в Красногорск. А по слухам так и вовсе был чуть не главным коллективистом в команде СССР, тем более учитывая что он капитан. И масса других деталей, далёких от действительности. Даже трудно представить, как это видят историки баскетбола или комментаторы типа Владимира Гомельского (кстати, его отец фигурирует в фильме). Губерниев — не в счёт.
Но… Есть одна существенная оговорка. Это кино. Притом кино массовое. А у кино, тем паче художественного, свои законы. А массам к тому же ещё и мифы нужны. И чем позитивнее и проще, тем лучше. А мифы это уж точно не наука и не документалистика, поэтому они склонны кое-какие детали игнорировать, что-то обобщать, что-то добавлять. А фигурируют в этих мифах не люди, а герои, архетипы. Киномифы — не исключение. К тому же опираются на кое-какие уже имеющиеся стереотипы массового сознания (те же данки, стереотипы восприятия чиновничества, особенно сегодняшнего и т. д.). И с этой точки зрения Движение вверх — новый (улучшенный) образец героики советско-российского спортивного кино. Вот, к примеру, в той же Легенде 17 (предыдущий, уже не лучший образец спортивной драмы) героев было в лучшем случае двое — Харламов и Тарасов. А антигероев так и вовсе один — некий чиновник Балашов, обидевшийся за своего сына (слабоватая мотивация для человека такого уровня). Притом что декларировались коллективные ценности «один за всех», больше на первый план выходила личная целеустремленность. Это и смущало многих критиков из мира советского спорта.
В «Движении…» этот казус решен совершенно иначе — более последовательно. Героев уже с десяток — борющийся со смертью Александр Белов, перерождающийся амбициозный лидер-одиночка Сергей Белов, жертвующий благополучной несоветской жизнью Паулаускас, классические грузины с неклассическим тасканием на себе рояля ("Ты должен бежать!»), казах-узник совести и т. д… На этом фоне выделяется, конечно, Гаранжин, который объединяет всю эту кампанию общим интересом безо всякой авторитарщины, а с почти христианской жертвой (Библия мелькает вряд ли случайно, да ещё и со ссылкой на непротиворечивость с комсомолом). И антигерои куда более интересны — чиновники Моисеев (указан в информации к фильму как Сергей Башкин — тренер) и Терещенко (Башаров в общем) и даже глава спорткомитета Павлов (Гармаш) — люди, сдавленные необходимостью результата, отчасти идеологией и собственными страхами, особенно потерей места — ведь они ничего делать больше не умеют. И теперь это зрителю абсолютно понятно — сегодня ты в Германии на Олимпиаде, а завтра — завхоз в Якутске. Тем более что и им свойственно обычное болельщицкое чувство. Это вроде и антигерои, но такие человечные. Вернее, по-человечески понятные.
Наконец, это один из немногих наших кинопроектов, где здорово выстроена драматургия. Если есть уголовное дело, то однажды его достанут. Если уж заявили, что кто-то может уйти за бугор, то он попытается это сделать. Если ты за что-то «заплатил», то это к тебе вернётся…
Нечего и говорить о качестве съёмки, почти избегающей совсем уж клипового эффекта (чуток перебрали с 3 секундами разве — их было практически 30), но зрительского эффекта не теряющей.
И все это работает на тот самый киномиф. Ведь что приводит к победе? Отказ от «я» в пользу «мы», крепкий тыл и необходимость заботы о семье, жертва во имя победы и т. д. Студия Тритэ (Никита Михалков, естественно) доводит эту идеологию до совершенства. Спорт как национальная идея работает здесь на 200 %, особенно если учесть, что в кинозале сидели в основном женщины с детьми, а не прожженные болельщики-мужики. Но я уверен, что даже они наверняка поддались растущему обаянию Машкова, сочных цитат, юмора и духоподъемных сцен. А в какой-то момент я даже забыл о конечном результате матча… Это ли не магия кино?

Реальная советская сборная - олимпийские чемпионы 1972 года
 
Конечно, не обошлось без вторичности — на первенство в рождении схемы патриотичного спортивного блокбастера (не без доли гламурного лоска) Движение вверх уже не претендует. Но на статус эталона в этом жанре — безусловно. Ветеранам, которые недовольны фильмом — вперёд к книге Сергея Белова, на которой он основан. А детей это действо вполне может сподвигнуть на занятия спортом во имя родины под прикрытием семейной любви. Не самая дурная мифология всё-таки.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (08.01.2018)
Просмотров: 92
Всего комментариев: 0
avatar