Две стрелы. Детектив каменного века

реж. Алла Сурикова

В ролях: Армен Джигарханян, Александр Кузнецов, Николай Караченцов, Леонид Ярмольник, Наталья Гундарева, Сергей Шакуров, Ольга Кабо, Мария Виноградова, Станислав Садальский, Олег Анофриев

СССР

1989

Оценка 6,5

Вдова (Наталья Гундарева) и Ушастый (Александр Кузнецов)

Каменный век. Убит аж двумя стрелами один из демократов пр прозвищу Длинный (Александр Иванов) в неком племени. Хозяин стрел, чудак-художник по прозвищу Ушастый (Александр Кузнецов) подозревается в убийстве, поэтому Вдова (Наталья Гундарева) пытается его на себе женить. Но постепенно выясняется, что к смерти Длинного имеют отношение друг Ушастого Долгоносик (Леонид Ярмольник), Красноречивый (Станислав Садальский), Ходок (Сергей Шакуров) и Человек Боя (Николай Караченцов). Пытается рассудить всех и спасти племя от раздоров Глава (Армен Джигарханян).

Долгоносик (Леонид Ярмольник)

Куда только не кидало Аллу Сурикову - то в комедийную мелодраму, то в криминальную комедию, то в комедийный вестерн, то в ироничный детектив... Две стрелы - детектив каменного века. По идее, исторический, значит.

Человек боя (Николай Караченцов)

В принципе, историчность вполне наличествует. Почитайте хотя бы в общих чертах (в любом учебнике по теории государства) теорию насилия Каутского или же классиков марксизма, и многое в Двух стрелах вполне их иллюстрирует (достойным нужно больше мяса, виноваты скорпионы, выбирать достойнейших должны достойнейшие и т.п.). В известной степени и исторические коллизии становления первобытного общества излагаются вполне учебно.

Красноречивый (Станислав Садальский)

Однако ж автор пьесы Александр Володин известен как советский. И писал, соответственно, про советское. Поэтому его пьеса Две стрелы писалась явно как метафорическая. Потому и прослеживаются в персонажах представители интеллигенции (на Ушастого пытаю тся повесить все грехи, другие советуют уйти за бугор, потому что они и там сгодятся, а она сама пытается и правду рубить и до истины докопаться), и пропагандисты-провокаторы (приглашают на беседу как на убийство), сексуально озабоченные ханжи, не то КГБ, не то Минобороны (всегда готовы к битве, некто смущает народ и отвлекает от целей и т.п.), и народ, восклицающий, что виноваты во всем скорпионы, живущие за тем же бугром... Есть и масса прочих деталей. Мудрый глава же (Брежнев, что ли?) пытается сдержать борьбу за власть и междоусобную войну, но в итоге предпочитает просто уйти. В общем, сценарий богат на трактовки - глобальные и не очень.

Ходок (Сергей Шакуров)

Однако же к воплощению есть вопросы. Режиссёр так и не решила, что именно она снимает - как в жанровом смысле, так и в идейном. Метафоры, скорее, угадываются, чем педалируются. Более перспективным казался бы путь не помещения в декорации каменного века, а условности, даже абсурдности происходящей картины. Но Сурикова - не авангардный художник, и этот проект в ее руках изначально виделся чужеродным. Если учесть этот диссонанс, то все встанет на свои места, особенно при наличии прекрасных актерских работ - одна из лучших ролей Караченцова, немного необычное амплуа Гундаревой, органичный Джигарханян. Да и пара реплик могли бы и даже ушли в народ: Кто виноват? Скорпионы.

Глава (Армен Джигарханян)

Будем считать, что каждому свой жанр - детектив с подтекстом не для Суриковой, склонной не столько к анализу, сколько к легкости, наивности и простоватому, но потому и народному (с вполне интеллигентной подачей) юмору.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.09.2016)
Просмотров: 851
Всего комментариев: 0
avatar
close