Друг мой Колька

реж. Алексей Салтыков, Александр Митта
В ролях: Александр Кобозев, Алексей Борзунов, Виктор Онучак, Татьяна Кузнецова, Антонина Дмитриева, Борис Новиков, Юрий Никулин, Савелий Крамаров и др.
СССР
1961
Оценка 7,5


Советский (почти) шедевр о школе.
Колька Снегирев - отпетый хулиган и троечник, к тому же организующий тайное общество троечников в пику зубрилам и отличникам (читай - подхалимам). И все было бы у него совсем плохо, если бы в школу не пришёл с автобазы водитель Сергей Руденко, сумевший заинтересовать ребят настоящим делом.

Один из любимых советских пионерских фильмов. Родом аж из 50-х.
И это чувствуется. Во-первых, в героях. Руденко и Снегирев на пару составляют одного из самых ходовых персонажей 50-х - беспартийного рабочего. Он не знаток идеологии, не отягощен теориями, зато честен, работает не для себя, а для людей, и не боится, в случае чего, почти ничего - в том числе начальства. Герои Рыбникова и Баталова стали для 50-60-х архетипами - Друг мой Колька этот архетип воспроизводит - только на детскую аудиторию.
Воспроизводится и главный тезис послесталинской эпохи - Если веришь человеку... То даже надо верить всегда здесь добавлять не стоит - надо просто верить человеку и в человека.
Но в известном смысле, это и первый фильм, державший фигу в кармане. Роль кармана выполняла оболочка детского кино и целый ряд советских и киношных штампов. В случае чего можно было прикрыться, что фильм то детский. Но угадываются в этих детских и совсем не детских персонажах номенклатурные типы - карьеристы и бюрократы (в лице аристократии в совете пионерской дружины), фальшивые до степени карикатурного плаката. И при этом вполне реалистичные и даже страдающие - "А вот поработали бы вы с моё!".
Ещё одна фига - протодиссидентское движение - ТОТР, например. По существу фильм оправдывает движение против зубрил и выскочек, объявленных врагами куда как большими, чем дворовые хулиганы. И куда смотрели цензоры?! Эти ребята, причем затесавшиеся и в ряды руководителей пионерских отрядов - куда как более честные, чем помянутые пионерские функционеры. Чего в этом больше - оправдания "врагов народа", затесавшихся в партаппарат где-то в районе 30-х гг. или сторонников гражданского общества, ненавидящих функционеров, откуда-то из 70-х - наверное, и неважно. Важнее признание, что вписаться в рамки сталинского каркаса способны по определению и мягко говоря, не все. Фильм, конечно, пропагандирует возможности изменить путь таких ребят, переставив их с кривой дорожки итальянского твиста (в исполнении, к слову, юного Савелия Крамарова) на прямую дорогу рабочего шофера, но... Осадочек остался. Вернее, гуманистическое послевкусие. Советский тренд сменился. Важнее стала не правильность, граничащая с ложью и конформизмом, а человечность, приводящая к коммунизму быстрее, чем партийность, пионерскость, комсомольскость и т.п. Хороший человек - такова теперь цель советской идеологии, и ее обозначил хороший фильм.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (06.01.2018)
Просмотров: 334
Всего комментариев: 0
avatar
close