Драйв
Днем - он каскадер и автомеханик, ночью - перевозчик с жесткими правилами: "У вас в распоряжении 5 минут. Что происходит в течение этих 5 минут, меня не волнует. Но в эти пять минут я - ваш." Как понятно из монолога, те, кого он ждет, - грабители. Но однажды все пойдет не так...

В прошлом году "Драйв" завоевал приз за режиссуру на Каннском фестивале, что резко подняло его ставки как среди продвинутой аудитории, так и в массовом прокате. Признаться, при просмотре и я ждал чего-то... каннского. Но ощущения в итоге оказались более странными.

Самое главное, что при отсутствии восторгов, фильм засел как заноза, заставив пересмотреть его еще трижды. И каждый из просмотров выходил оцепеняюще завораживающим.

Где-то в районе 3 просмотра дошли основные эстетические элементы конструкции "Драйва":
Во-первых, в той или иной степени, но фильм эксплуатирует гоночный голливудский мэйнстрим. Правда, всякие там "Форсажи", в силу своей зашоренности на подростковую аудиторию, остаются в другой интеллектуальной лиге.
Отсюда и во-вторых, почерк европейского интеллектуала, пускай и работающего на ниве жанрового кино, заметен сразу, ибо работает против голливудских клише. Уже начальная сцена, которая по канонам жанра должна бы задать солидный темп фильму, заваливает зрительские ожидания на корню - вместо погони "стояние на Угре", вместо "драйва", заявленного в названии, зритель получает, скорее, саспенс. Экшн-сцены выстроены по принципу "живи быстро - умри молодым". Здесь не выстрелы, а выстрел. Здесь не горы трупов, а всего ничего, зато убитые со всем смаком. Минимум погонь, весьма экономичных и даже без звукового сопровождения, несмотря на один из самых выдающихся саундтреков последних лет.

Стало быть, мы приблизились к еще одному элементу - азиатским боевикам, поражающим именно что своей жестокостью, да и сентиментальностью одновременно. Каноничной стоит признать сцену в лифте, где после акта насилия (точнее, кровавой бойни, пусть и в ограниченном масштабе) следует полужалостливый-полувлюбленный перегляд мужчины и женщины, отдающий просто фонтаном чувств на фоне чрезмерной кровавости эпизода.

Еще одна составляющая вновь лежит в корнях американской кинокультуры - вестернах и гангстерских фильмах. Главный герой воскрешает уже классический образ "Человека без имени". Кстати, имени у него и вправду нет. Это подчеркивает и манера игры Райана Гослинга (комсомольца, спортсмена и безусловно красавца!) - скупая и роботизированная до уровня компьютерной игры. Такой тип уже мелькнул в прошлом году у Джесси Айзенберга в "Социальной сети". Но Гослинг добавляет такой харизмы, что айзенберговский Цукерберг (во завернул!) остается далеко позади. Но дань вестерну отдается еще и в том, что цитируется знаменитаый "За пригоршню долларов", где "Человек без имени" влипает в неприятности, помогая женщине, попавшей в гангстерское логово. И уж конечно цитаты из "Крестного отца" и прочей голливудской гангстерской классики про "семью".

Отдельно стоит помянуть эстетику отдельных эпизодов (пара из них уже приведена выше), которые выстроены просто блистательно. Особенно хорош эпизод в клубе, включая разборку с Поваром, вызывающий в памяти знаменитую уже сцену из "Олдбоя" (с молотком). И уж конечно, лишний раз упомянем блистательного Райана Гослинга, неожиданного Ала Брукса, Рона Перлмана, англичанина Крэнстона и чуть потерявшуюся, но симпатичную на мужском фоне Кэрри Мэллиган.

И уж конечно именно в данном контексте режиссер и выглядит главным демиургом этого зрелища, за что и заслуженные награды. Отнюдь не бессмысленного, к слову. Во-первых, что уже упоминалось, Рефн берет на вооружение эстетику компьютерной игры, часто апеллирующей к насилию, которое и возможно трактовать как игру в заданных рамках. Одна из цитат разворачивает эту игру до притчи о скорпионе и лягушке, где, честно говоря, я так и не понял, who is who. А в каскадере улавливается безотчетное стремление найти тихое семейное счастье и порадоваться ему со стороны, что вроде бы говорит о непреодолимых детских комплексах и недостатке подростковой любви.

Есть и еще одна тема, затронутая в фильме, чаще всего всплывающая в последние десятилетия у Клинта Иствуда, - тема судьбы. Ка ни пытайся ее обмануть и выбить простое челдовеческое счастье для себя и ближнего, все равно не получится - она тебя перехитрит. Еще одна цитата из фильма: "Я мечтал, чтобы мое имя прозвучало на гонках. Почему же, когда в Лос-Анджелесе случается несколько десятков ограблений, твой парень оказывается замешан не в том?" Только и остается ответить - судьба-злодейка. Ну и, конечно, фильм о природе насилии как игры, в которой даже деньги не являются основной ставкой, а всего лишь своеобразным катализатором.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (11.01.2012)
Просмотров: 1132 | Теги: Гослинг, Рефн, Каннский кинофестиваль, боевик
Всего комментариев: 0
avatar
close