Довлатов

реж. Алексей Герман-мл.
В ролях: Милан Марич, Данила Козловский, Хелена Суецка, Ева Герр, Артур Бесчастный, Антон Шагин, Светлана Ходченкова, Елена Лядова
Россия-Сербия
2018
Оценка 6,5

Несколько дней из жизни Довлатова.
Довлатов - фигура легендарная. Крайний, на данный момент, из великих (?) русских писателей, не считая Ерофеева и Пелевина, и уж точно главный писатель советской эмиграции (к советской не относим Бунина, а Бродский - поэт). Да и биография вполне занимательна - мытарства по поводу печати своих произведений, алкоголизм, сложные семейные отношения. В общем, просилась биография на экран и... допросилась. Один из модных нынче режиссёров Алексей Герман-мл. взялся за эту задачу. И кое в чем преуспел - и это "кое-что" отметили на кинофестивале в Берлине. Действительно блестящая работа художника и оператора - советский Ленинград воссоздан и точно и образно: туманный, слегка обесцвеченный, будто бы потёртый и заброшенный. Наверное, таким и должен быть застой в картинках.
А вот остальное... Давно подмечено, что главной проблемой современного отечественного кино является отсутствие приличных сценариев. Довлатов, увы, из этого ряда. Придумать историю (сюжет) из жизни писателя оказалось не под силу. И поэтому два часа экранного времени зритель должен наблюдать хождения писателя по редакциям, в порт, в коммуналки и дома, спуск в метро и даже без видимой цели. Если не считать денег. Наверное, Герман и пытался показать терзания рыбы, бьющейся об лёд режима холода и духоты.
Но детали в виде навязчивого и говорливого желания купить дочке куклу и раздобыть денег и повторения рефрена Толкуновой: "Я не могу иначе" вязнут в голове что прилипшая к волосам жвачка. Персонажи сплошь правильные или неправильные, в зависимости от трендов последних 25 лет - Бродский - хороший и хватит с него, рабочие почему-то верят в свой доблестный труд к 55-й (или около того) годовщине Октября, художники мечтают в духе: Заграница нам поможет, а жена ноет, что муж не думает о семье. ФСБшники... Тьфу, КГБшники... безлики и беспросветно бессовестны (хотя их толком и нет). Разве что поэт-метростроевец (Антон Шагин) напоминает модернизированную версию "Добровольцев", тем и интересен. Все это напоминает в лучшем случае черновик сценария. Но больше всего разочаровывает сам Довлатов. Надо признать, что парой недурных черт его снабдили - вроде бы сдержанный и серьёзный, но подспудно саркастичный, вроде бы и богемный, но такой простой... Однако же что-то ходульное все равно осталось.
Как и в случае с Высоцким дурную шутку, думается, сыграло общение с родственниками - ощущение, что у тех есть какой-то присвоительский комплекс. В том смысле, что они считают,что должны беречь память о своих родных - ту, которую они считают правильной. Хотя ни Высоцкий, ни Довлатов, ни прочие в этом не нуждаются. И родственникам уже точно не принадлежат. Но если в спасибо,что живой решили, что Владимир Семёнович, прежде всего, наркоман, то в Довлатове решили, что он - не алкоголик. Хотя и сам он об этом писал и, как и у Ерофеева, это важный двигатель его книг. Да и в целом персонаж выглядит каким-то приглаженным. Хорошо хоть не отутюженным окончательно. Все сказанное и показанное будто бы уже где-то виделось и слышалось, и не делается даже вид на открытие нового - все так, как мы стали думать лет 25-30 назад.
Впрочем, есть одно но. Кино не оставляет чувства исторического и внеисторического тоже. Может, снова наступило похожее время - ничего нельзя, а убежать за рубеж снова хочется. Может, в этом и есть ценность Довлатова. Ну и художник - и вправду мастер. Сквозь дымку прошлого настоящее слегка проступает. Ну хоть на этом спасибо.
Забыл отметить лишь изредка удачные диалоги (с большой натяжкой) и как вывод: Фон заслонил людей, а Довлатова и вовсе прижал.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.08.2018)
Просмотров: 337
Всего комментариев: 0
avatar
close