​​​​​​​Допрос

Реж. Расим Оджагов
В ролях: Александр Калягин, Гасан Мамедов, Шафига Мамедова, Расим Балаев, Евгений Лебедев, Елена Смирнова
СССР
1979
Оценка 7,5

Следователь Сейфи раскручивает дело цеха по производству галантереи. Дело миллионное, а в качестве подследственного вроде и начальник, но не тянущий на магната советского розлива. И начальство, и звонящие с угрозами по телефону, а косвенно и жена подталкивают к завершению дела, но Сейфи не торопится, зная, что всем удобно спихнуть проблему на стрелочника. Только и у обвиняемого осталось что-то человеческое, а ещё и жена с ребёнком...
Иногда в кинематографе союзных республик вдруг выстреливали картины, которых никто и не ждал. Правда, не без помощи большой России. В данном случае сценарий написал Рустам Ибрагимбеков, а в главной роли выступил Александр Калягин. Режиссеру Расиму Оджагову оставалось не испортить. И почти удалось - нужный ритм, до поры до времени не двигающий действие, постепенно подталкивает главных героев к нравственному выбору, столь любимому у советских детективщиков. Далёкая от религиозности советская действительность ставила вполне себе фаустовские вопросы: можно ли продать душу дьяволу? Только в роли дьявола машины, квартиры, гарнитуры и власть. Причём густо замешанная на восточных традициях.
Фильм в лице подследственного показывает, насколько тяжело сопротивляться миру, в котором даже положение ребенка в школе определяется наличием советского набора: те самые квартира, машина, должность... А это в свою очередь даётся блатом, от которого в течение фильма пытается уйти Сейфи, обретая решительность лишь в последнем допросе... Потому и столь блистательна роль Калягина. За его исполнением читается пассивное сопротивление системе, которое (вот ведь забавно - вроде как под влиянием постановления пленума) перерастает в уверенность и кристаллизованную позицию - убеждение в правильности своей системы представлений и жизни в целом, несмотря на внешнюю неудачливость. Поэтому следователь обретает ещё и уверенность по отношению к жене, не теряя при этом прежней любви к ней и детям. Даже наоборот - она приобретает самоценность.
Поэтому допрос превращается не в поединок, а в поиск общей морали, пробивание стенки между, казалось бы, противоположными мирами... Парадоксально, но двое людей из драмы (смешно, что есть и сокамерник, который любит жену, в великолепном исполнении Евгения Лебедева) находят друг в друге чуть больше общего, чем связавшая их по рукам и ногам система.
В таком контексте не кажется преувеличением идея, что человек, стремящийся к максимальной выгоде, теряет границы морали и в отношении к людям... И эти границы уже теряет система. Хотя "Допрос" ещё пытается дать ей шанс... Увы, не использованный. Ещё один парадокс - фильм о прошлом, снятый в 1979 году, он повествует о 1969-м, а пророчествует о будущем - узбекские, да и всесоюзные дела андроповского времени, увы, показали, что это был последний писк честности. А уж потом честным человеком быть вроде как оказалось и ни к чему...
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020)
Просмотров: 213
Всего комментариев: 0
avatar
close