Девчата. Версия 2.0.

реж. Юрий Чулюкин

В ролях: Надежда Румянцева, Николай Рыбников, Светлана Дружинина, Инна Макарова, Нина Меньшикова, Люсьена Овчинникова

СССР

1961

Оценка - 7,5

Попытка небанального взгляда на культурный код фильма.

Эта непритязательная, на первый взгляд, картина засмотрена до дыр уже не первым поколением зрителей. Причём настолько, что начинаешь наконец видеть то, чего раньше в упор не замечалось, хотя могло бы.

Чем Девчата были в советское время? Во-многом типичной производственной комедией, звездой которых была Надежда Румянцева. Что воспевала? Коллективный труд, коллективный быт, простые, открытые, честные отношения - на работе они, в любви или в дружбе. Даже и название - Девчата - указывало на коллективность.

Вот только какая она? И кто есть кто, когда он не "девчата", а сами по себе? Вот здесь-то и начинается настоящий психоанализ.

Первый конфликт обнаруживается в самом зачине: хотя прямое осуждение бесцеремонности Тоси в обращении с имуществом подруг есть только у Анфисы, молчаливо с ним согласились все. А мама Вера философски и иронично заметила: Ты откуда такая взялась? В этом первый намёк на своеобразную чужеродность девочки во взрослом кругу, но и возможность ее перевоспитания. Кстати, тема с имуществом промелькнет и ещё раз, но уже в мужском кругу, где Сан Саныча одернут по поводу его: "Записать бы надо..." Но это классический советский тренд на общность имущества как коммунистическую черту.

"Коммунистический" пир

Что касается воспитания, то конфликт искреннего личного чувства и стадного девчачьего не заставил себя ждать. Складывающееся светлое первое чувство Тоси под предлогом: Иначе она верить людям перестанет,подруги при первом случае изгадят (наверное, после этого она верить людям будет больше...), раскрывая "истинный" замысел Ильи. При этом позитивных действий с их стороны мало... Точнее, и вовсе нет.

Воспитываете?!

Когда требовалось разрушить, девчата дружно рвали билеты, сдали спор между Филей и Ковригиным, говорили, что бабник. А вот как только узнали, что Илья Тосю действительно любит (сцена рыданий Анфисы никак не намекала на то, что она лжет - она вообще честный персонаж) - ноль действий. Ан нет - вру. Кашель Кати, стоивший золотых часов. Да и понять можно: скупердяй Сан Саныч, обалдуй Сашка (занятна фраза: "я даже поссориться с ним не могу - не из-за чего" говорит о том, что ссориться-то хочется), отвергнутый муж у мамы Веры - это вряд ли остановит потаенную зависть к шмакодявке, имеющей дело с первым парнем на деревне. Последняя даже ничего не стала говорить, лишь усмехнувшись в ответ на фразу: "Я вообще замуж не пойду, одной лучше - хочу халву ем, хочу - пряники" Недаром психологи говорят, что каждая "мать" подсознательно хочет своей судьбы дочери... Сплошные психологические компенсации. Потому любовь и вправду кажется сказочкой - уж больно много подводных камней в судьбах "влюблённых".

Парадоксально, что едва ли не единственным островком естественного, а потому правдивого, пусть и циничного отношения к действительности становится главный отрицательный персонаж - Анфиса. Почему же у неё немного шансов выйти замуж? Да потому что не только подруги, но и мужчины боятся сильной независимой женщины. К слову, это и один из немногих взрослых персонажей фильма.
О детях отдельный разговор. Главный из них - Ильюша. Ряд эпизодов прямо указывает на его инфантильность.

Соблазнение

Например, поездка на поезде - при амплуа бабника он слишком скромен, сторонясь женщин, готовых, судя по шуткам, отдаться ему без остатка, предпочитая одиночество на дальнем краю платформы.

Второе свидетельство - отношения с Анфисой. Не секрет, что подросток тянется к взрослой и развязной женщине (которая как бы случайно работает телефонным коммутатором... - связница просто призвана провести парня в мир "серьёзных" отношений). В то же время на большой дистанции он боится обнаружить свою мужскую несостоятельность (в смысле взрослости).

Любовь на платформе

Разумеется, в качестве контрагента избирается совсем девчонка, которая родом из его же детского мира. Спор с Филей будет лишь катализатором его подсознательного желания быть с ней: это и способ найти гармонию со своими комплексами и доказать, какой он мужик и плейбой. Возможно предположить у него нехватку материнской ласки - проекция ее видна в отношениях с женщинами (тяга и страх перед Анфисой).

А его страдания? Ну натурально - обиженный ребёнок, зарывшийся лицом в подушку. Застряв в подростках, в соответствии с требованиями культуры и общества Илья ищет себе пару, но психологически подбирает такого же ребёнка, как и он сам. Про Тосю все ясно с самого начала - она самый понятный и прозрачный персонаж. Недаром финал сопровождается словами: Как взрослые! А ведь и вправду ведут себя как дети.

В таком ракурсе интересно было бы глянуть на сценарий... В каких-то глубинных основах это уже не соцреализм как метод и не производственная комедия, а фрейдо-марксистская драма. Причём марксизм чисто внешний (уж не Маркузе это точно). А комедийный флер и идеологическая теза о позитивном влиянии коллектива прикрывают всю эту подоплеку. Поэтому мнение о режиссуре может быть двояким.

Вряд ли много людей обнаружат такую трактовку, а потому замысел авторов (режиссёра, в первую очередь) был в другом. С другой стороны, сценарные коллизии рано или поздно все равно обнажат правду. Трудно не заметить целый ряд идеологических посылов, заложенных в фильме.

Таким взглядом и убить можно

Например, по содержанию фильм скорее о любви поварихи и лесоруба, а название "Девчата" апеллирует к коллективности. Стремящаяся к независимости Анфиса - враг. А почему? Потому что красивая, не скромная и не влюбленная. Это криминал? Да, если считать позитивным конформизм как идеал поведения. Нет, потому как это честно, пусть и аморально. И если называть действия Анфисы индивидуальным выбором, свободой. Фильм в общем-то про то, как коллективное подавляет личное, но не избавляет от индивидуальных переживаний. Характерно, что это личное проступает через вынужденное двуличие персонажей - на лице улыбка, в декларациях правильное идеологически выверенное доброжелательство, а на поверку - верстание индивида (той же Тоси) под свои неудачи (Надя и мама Вера) или же превосходство, исходящее из зависти и возможности влиять на человека (Катя). Этакие фрейдизм и ницшеанство по-советски. Правда, мама Вера хотя бы для себя извлекла уроки из истории Тоси и Ильи - письмо мужа рвать не стала... Может, все-таки стоит доверять людям? Прямо как потом в Бриллиантовой руке - о доверии человеку всегда или в самом редком случае...

Тем и замечательны Девчата: абсолютно кондовые по форме при отколупывании идеологической и напускной веселости становятся психологически менее однозначными и объективными к людям и их времени: по-советски счастливому и доброму, но внутри все равно одинокому и закомплексованному. Как бы не лакировала пропаганда, а человек в своей основе остаётся отнюдь не таким хорошим, а классовость не способна убить эгоистичное, лишь загоняя его вглубь, в подсознание.

В этом смысле простота до наивности и открытость и непосредственность в реакциях Тоси (что необязательно является свойством только детства), да и Ильи тоже, порождают надежду на то, что в будущем у них, как и у всех (молодых и будущих) советских людей, второго дна не будет - как ни странно, но у них нет негативного бэкграунда. Они из послевоенного поколения, лишенные родителей, но потому и не впитавшие их родовых грехов... Они живут с белого листа. Может, поэтому они и должны были жить при коммунизме?  Недаром дело происходит весной - оттепель... Во всех смыслах. А впереди должно было быть только счастье... Жаль, что в итоге его не случилось.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (15.03.2016)
Просмотров: 494
Всего комментариев: 0
avatar
close