Чистое небо

Реж. Григорий Чухрай
В главной роли Евгений Урбанский
СССР
1961
Оценка 8
Летчик Алексей Астахов - герой страны почти случайно приходит в квартиру Львовых, где юная девушка Саша влюбляется в него. Но приходит война, которая соединяет двух людей, но летчик сбит и попадает в плен... Только сила любви и вера в справедливость способна сохранить его жизнь.
В свое время друзья рассказали, как они смотрели вместе с детьми, которые ещё и в школу не ходят, Балладу о солдате Григория Чухрая. И те смотрели, не отрывая от экрана глаз, хотя попытки показать, к примеру, В бой идут одни старики успеха не имели. С той же лёгкостью воспринимаются только стихи. 
Чистое небо лишь подтверждает силу поэтического стиля мастера - история взлётов и падений летчика Астахова, казалось бы вообще может обойтись без слов. Правда, в отличие от Баллады, в Чистом небе больше монументального и героического, чем лиричного - его герои любят не только безусловно, но и вопреки. Вопреки системе, которая бдительность превращает во всеобщую подозрительность, а выживание становится более важной категорией, чем жизнь во имя любви и будущего. Надо бы заметить, что фильм определил как минимум два прямых продолжения - Неподсуден и Холодное лето 53-го, ибо тема в нём... Да не только плен. Тема доверия к человеку. И Чухрай, хотя и разделяет персонажей на чёрных и белых (разве что партия остаётся слегка безликой, рационально и без пафоса требуя с Астахова доказательств его честности), всё-таки действует не в лоб.
И как же прекрасен в эти моменты Урбанский - уникальное сочетание типажа героя, будто сошедшего с картин Дейнеки и скульптур Вучетича, и драмы человека, оказавшегося в жерновах истории. Лес рубят - щепки летят. Но щепки-то - это люди. Не менее важен и спич ещё юного Олега Табакова, смысл которого сводится к простому: если справедливости нет по отношению к Астахову, то все слова, включая коммунизм, превращаются в промывание мозгов. Честность без веры тоже никуда. Поэтому не нужны полутона - нужны контрастные краски для приспособленцев (муж сестры Люси), для отступников от любви (сама Люся), хмурое небо (беспросвет недоверия), чистое небо (образ будущего), ломающейся на солнце лёд (оттепель природная и общественная), Саша в туфельках в примерзающей луже (страх ожидания в новых временах)... Режиссер спасает героическое от серого, любовь от выживания, труд от конформизма, жизнь вполсилы от вечного стремления ввысь. А в этом есть уже нечто античное - как миф о выжившем Икаре. Без этого не только коммунизм, но и малые свершения невозможны.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 208
Всего комментариев: 0
avatar
close