Черный лебедь
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии.
За последние месяцы ни одна работа не получала столь противоречивых отзывов критиков, как эта. Одни пишут, что это драма с блестящей игрой Натали Портман. Другие пишут о том, что если это и драма, то натянутая, в том числе благодаря "игре" Натали Портман. Третьи считают, что это триллер о балетных нравах. Четвертые пишут, что это мистический триллер. Пятые, шестые, седьмые... И у каждого свое мнение.
Постараемся разобрать фильм по косточкам.
Во-первых, режиссер. Даррен Аронофски - явный и подчеркнутый постмодернист, играющий как с формой ("Реквием по мечте"), так и с содержанием ("Фонтан", "Пи"). При этом проявил себя и как мастер работы с актерами по фильму "Рестлер" с Микки Рурком (хотя тот особого руководства, может, и не требует). И, безусловно, Аронофски талантлив, умен и интеллектуален.
Во-вторых - сценарий. Здесь сложно увернуться от трактовок сразу же, но все же... Тема очевидна - балет. Что знает среднестатистический зритель о балете? Пачки, пуанты (в основном, белые), танец маленьких лебедей... Короче говоря, "Лебединое озеро" - квинтэссенция представлений о балетном искусстве, притом слегка набившем оскомину. Вторая составляющая - балерины. Главная героиня. И здесь в общем-то тоже стандартный набор: любящая и опекающая мама, репетиции, правильная осанка и комплексы-комплексы-комплексы. Конкурентки: балерина-ветеран и балерина без комплексов и с меньшим процентом старательности и трудолюбия. Кстати, это прямая цитата из "Все о Еве". Ну и еще балетмейстер (или режиссер?) - слегка напыщенный француз со всем отсюда вытекающим - манерность и сексуальная озабоченность, в первую очередь.
В-третьих, операторская работа. Эксперименты "Догмы" не прошли мимо авторов "лебедя". Камера неотступно следует за главной героиней, потряхиваясь, подергиваясь и блуждая. Общих планов почти нет.
Наконец, совсем уж удивительная визуализация: шрамы, крылья и т.п.
Такой набор выглядит слегка несуразным в руках молодого и талантливого интеллектуала Аронофски: сплошные штампы, чуть разбавленные относительно свежими идеями. Да еще и Натали Портман настолько старательно переигрывает, что закрадываются сомнения относительно адекватности режиссуры. Но...
Аронофски, как истинный постмодернист, заложил очень мощную провокационную мину, которая оказалась не всем заметна (не исключаю вариант, что я ее выдумал). Первой ее жертвой пало критическое сообщество. Любой критик, как впрочем и зритель, сразу же пытается положить фильм на определенную полку в своей коллекции: триллер, драма, арт-хаус или что-то еще. И оказалось неожиданным, что в данном случае режиссер, жонглируя штампами, присущими соответствующим жанрам, предоставляет зрителю возможность выбора: хочешь увидеть триллер о конкуренции - пожалуйста, хочешь драму с фрейдистским уклоном - без проблем (особенно в свете отношений дочки-матери), есть желание посмотреть мистическую драму об искусстве и его сущности - тоже можно. А видя переигрывания и "Лебединое озеро", можно вообще воспринять все показанное как едкую пародию на мир балета. Все зависит лишь от предпочтений зрителя. Более того, восприятие зависит и от глубины прочтения, поскольку даже перечисленные штампы разглядит только более или менее опытный зритель. Каждому уровню восприятия Аронофски заготовил свои сюрпризы, соорудив слоеный пирог, ингредиентами для которого послужили перец, горчица, сахар, шоколад и мясо, и что характерно, в нужных пропорциях.
В силу вышесказанного при намеренно банальном сценарии и заданности операторской работы и актерской игры, остается лишь один демиург - режиссер. Поэтому даже довольно странно, что Натали Портман, которая сыграла прекрасно, но не свою партитуру, получила все мыслимые награды, а Даррен Аронофски - толком ни одной. Видимо, сложно быть жонглером - не всем цирк нравится.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (13.03.2011)
Просмотров: 422
Всего комментариев: 0
avatar
close