Понедельник, 20.11.2017, 20:01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Человек-амфибия

 

реж. Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский

В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Николай Симонов

СССР

1961

Оценка 7,5

Загадочный морской дьявол будоражит умы жителей побережья неназванной латиноамериканской страны (очень похожей на Аргентину, а то и Мексику). Но это человек, который в результате медицинского опыта получил возможность жить под водой. Но однажды спасенная им девушка перевернула всю его жизнь - земля становится для него источником счастья и страданий.

Александр Беляев - человек сложной и литературной и человеческой судьбы. Его творчество легло на 20-30-е гг., что не могло не сказаться на идеологии его книг, а война трагически закончила совсем не длинную биографию - фантаст умер в Пушкине от голода. А в современности его произведения почти забыты, в чем, может, виновата и явно марксистская подоплёка его сюжетов и персонажей и укорененность не в далёком будущем, а в капиталистическом настоящем. Думается, что сейчас в связи с выходом нового творения Гильермо дель Торо, косвенно отсылающего к самому популярному, видимо, произведению Беляева, интерес возродится. В том числе и к экранизациям.

Правда, экранизированному Человеку-амфибии жаловаться на забвение не приходится. Потому что несмотря на классовую правильность и лежащие под спудом каноны соцреализма, это всё-таки история любви.
Наверное, потому что она содержит приметы не фантастики Беляева, а своего времени.

В первую очередь, это романтические герои и романтическая история почти Ромео и Джульетты. Только в качестве разлучателей взяты не враждующие родители, а враждующие классы, которые не поделили Гутиэре, и суша и море как граница между влюблёнными. Пожалуй, эта фабула, в которой море (океан) выступает как родина бога красоты Ихтиандра, становится ещё и хранилищем невинности, является идеологически центральной. Может, поэтому так разнится подача суши и воды в фильме. Характерны пасторальные и медитативные картины Ихтиандра (буквально - человек-рыба) в море, где он представляет себя вместе с Гутиэре (хотя и утверждает вербально, что его тянет к земле) под гипнотическую музыку Андрея Петрова. И совсем другая, почти демоническая картина ночной жизни города, где звучит фальшивая песня развратного буги "Морской дьявол". Почему фальшивая? Потому как ошибается в оценке героя - он невинен. Недаром Гутиэре считает его спустившимся с небес... В этом его романтика и чистота и полная убеждённость в своей романтической правоте. Любовь бывает только с первого взгляда и одна.
- Это любовь с первого взгляда?
- А разве бывает другая любовь?
Или расплата за рыбу, которую Ихтиандр раздаёт детям, и реакция на непринятие жемчужин.
- Я готов отдать тебе жизнь, а ты не взяла даже такую малость...
Это очень тонкий намёк на врожденный коммунизм человеческой натуры. Ведь реакции Ихтиандра настолько же наивны, насколько естественны. Он не связан условностями собственности, будь она личной (Разве ты не видишь, она не хочет идти с тобой!) или чисто материальной, порождающих несвободу. Да и страха он не знает... Ведь об этом его финальный монолог о препятствиях в любви, им преодолённых...

В это м смысле Гутиэре куда как менее экспрессивна и деятельна. В большей степени она - камертон чувств и катализатор развития сюжета, что, впрочем, является типичной долей женщины в литературе. Но красота юной Вертинской и удивление неземным манерам становятся необходимым для зрителя проводником в новый мир Ихтиандров.
Парадоксально карикатурным и притягательным стал главный негодяй-эксплуататор Педро Зурито в исполнении Михаила Козакова. Настоящий чёрт капитала.

Кстати, тема прогресса и движения - ещё одна тема фильма. Следуя за Беляевым и не к ночи помянутым Марксом, именно в научно-техническом прогрессе авторы видят будущее... Но трагедия доктора Сальватора именно в том и состоит, что создавая новую свободную республику под водой он рискует потерять ее единственного жителя, влекомого землёй... Не совершив революции среди людей, наука не способна создать альтернативу... Но тема всемогущей науки видится теперь шестидесятнической.

Как и тема рок-н-ролла - один из первых советских хитов жанра - тот самый Морской дьявол начал карьеру великого Андрея Петрова.
Но ещё больше из 60-х Латинской Америки - Куба, Кастро, Че Гевара (аргентинский врач как никак)- настоящая молодая страсть... срезонировали с буйными 20-ми мексиканской революции, мечтавшей о справедливости, как и с нашей революцией, тоже хоть и в кровавых муках, но грезившей о новом мире.
Да и молодые Коренев и Вертинская - это мечта, хоть и немного с грустью.
Ну и не помянуть потрясающие по тем временам подводные сьемки было бы преступно.

А в целом подкупает вера в эту искренность, которой дышит фильм и его главные герои. Баллада и сказка в одном флаконе, где добро и зло хрестоматийны как в Библии. Аллюзий на последнюю, если присмотреться, хватит с лихвой.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (22.10.2017)
Просмотров: 34
Всего комментариев: 0
avatar