Главная » Статьи » Кино-Театр

Чародеи

реж. Константин Бромберг
В ролях: Александр Абдулов, Александра Яковлева, Эммануил Виторган, Михаил Светин, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Семен Фарада и др.
СССР
1981
Оценка 7,5

Экранизация знаменитой повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" или как сатира на бюрократию превращается в современную романтическую сказку.
Стругацкие при разном к ним отношении - писатели все равно культовые. Одни из немногих, кто позволял себе не только философское прочтение фантастики, но и злое социальное. Но особенность культа в том и состоит, что массовым он не становится. Другое дело - кино. Тем более телевизионное. Любую аудиторию оно увеличивает в 10ки раз. Кстати, именно телевидение в середине 70-х перехватило инициативу в пропаганде окончательно - кино ушло в жанры, книги теперь стали читать меньше и стало "одно сплошное телевидение". А при всем уважении к советскому зрителю, на 100 или даже 50 процентов интеллектуалом он не был. И держу пари, что фамилия Стругацкие в титрах и замечена то особо не была. А те, кто заметил и надеялся на шедевр, жестоко разочаровались. Слова типа "кастрация оригинала" в комментариях пришлось слышать не раз. Тем более что только часть героев сохранилась, а сюжет стал и вовсе лишь ответвлением от линий повести.
Вопросы: почему? Зачем? Почему стоило брать Стругацких и начисто их переписывать? Очевидный напрашивающийся ответ - идеология и цензура. Сатира, завязанная на фантастике - вообще жанр, не слишком жалуемый в СССРе. Допускались лишь детские вариации на этот счёт типа большого космического путешествия или Гостьи из будущего. Взрослую фантастику можно пересчитать по пальцам. То ли это считалось идолопоклонством перед западом, то ли возможности кино и ТВ не позволяли хоть как-то экранизировать фантазии даже отечественных фантастов. Так что братьям С. доставались лишь "ренегаты" типа Тарковского, да и тот искорежил их Пикник на обочине в угоду собственным идеям. Да и вообще социальные язвы советская культура лечила через производственные драмы. Видимо, та же цензура посчитала, что высмеивать советское общество негоже, а то с водой смеха выплеснешь и ребенка - наш замечательный советский строй.
Наверное, поэтому настрой с высмеивающего бюрократизм и псевдонауку превратился в забавно-сказочный. Сатира сменилась на лёгкий юмор с некоторыми сатирвставками про дефицит и административщину, из которых можно было бы вывести... много чего. Но получилось то, что получилось - очередной новогодний опус про чудеса советского розлива типа Иронии судьбы, где тоже было место для нетяжелых издевательств над грустным бытом наших людей, но новогоднее чудо любви и неожиданного счастья все заслонило. В Чародеях счастье оказалось ожидаемым, зато чудес на порядок больше. И замечательные песни Крылатова и Энтина стали значительно веселее, позитивнее и... проще.
И тут возникает вторая версия ответов на почему. Советы в начале 80-х стремительно шагали одновременно в двух направлениях - приблизиться к массам, во-первых. Новый год всё-таки. А зачем в праздник портить людям настроение проблемами? В своё время Рязанов после выхода "О бедном гусаре..." сетовал, что Лапин (глава Гостелерадио) даже приказывал порезать его фильм, чтобы не расстраивать телезрителей в Новый год тяжёлым финалом. И соображения идеологии здесь косвенные. А во-вторых должен был работать терапевтический эффект. Проблемы на работе? Не хочется думать? - включай телевизор, чтобы отключить мозг. Нынешнее телевидение этот рецепт усвоило в абсолюте. И Чародеи этот эффект обеспечивают до сих пор. А про Стругацких, увы, знает все меньше людей.
Да и правильно где-то, тем более что терапия не так уж плоха и совсем не глупа, пусть и не интеллектуальна. Как ни крути, а советское кино, хоть и на излёте, но по-прежнему талантливо пропагандировало свою мораль - фильм то о победе советского добра над советским злом. По уму тоже ведь недурно - продернутый дефицит, скатерть-самобранка, живущая за счёт плодово-ягодных и хамящая в соответствии с "правилами" советской торговли, госномера Гну, Пну и т.п. и сатира на бюрократию, захватившую даже чародейство с волшебством.
Но всё-таки веселье, особенно в виде песен, захлёстывает эту условную сложность. Три белых коня, Снежинка, Мир, в котором..., как говорится, давно живут своей жизнью и накануне НГ поются на застольях и вполне официозных концертах. Не говоря уже об актёрах, которые блещут весёлыми красотой (Абдулов и Яковлева) и обаянием, причем и положительным (Виторган, Светин, Фарада) и отрицательным (Гафт).
Тем и завершим - если до сих пор это смотрят, то это уже хорошо.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (06.01.2018)
Просмотров: 42
Всего комментариев: 0
avatar