Цельнометаллическая оболочка.
Цельнометаллическая оболочка

Реж. Стэнли Кубрик.
США-Великобритания.
1987
Оценка 8,5
Драма? Вы серьезно? В лучшем случае сатирический памфлет.
Сюжет: группа молодых ребят, пройдя учебку морской пехоты, отправляется во Вьетнам, то ли ад, то ли злой цирк, то ли параллельная реальность.
Антивоенный... шедевр Кубрика, который добрым не был вообще никогда и есть ощущение, что ему понадобилось повторить финт с доктором Стрейнджлавом и ранним шедевром Тропы славы, но в более узком контексте. А, может, напротив - в большом дискурсе 80-х лежат корни этой злой... сатиры (?). Нет - пожалуй, гротескной драмы. Впрочем, определения в случае с Кубриком совсем уж условны.
Так или иначе, но за год до Кубрика вышел его... ну если не антипод, то фильм с другим взглядом на Вьетнам. Речь о Взводе Оливера Стоуна. Назвать того милитаристским фильмом язык не повернётся, но американец предложил новое изложение темы "вьетнамского синдрома" в сравнении с шедеврами 70-х типа Апокалипсиса и Охотника на оленей, которые излагали, если упрощать, безумие человека на войне. Стоун, не оправдывая военщину,, оправдывает простых американских парней, которые могут сохранить человеческое лицо в ужасе и страхе вьетнамского ада... Не без пафоса, надо сказать, получилось.
Но, кажется, Кубрика это задело. И в итоге вышла едкая отповедь любой армии мира, а особливо американской. В чём смысл учебки? Воспитать убийц, лишив их имени (у них только прозвища), целей и чего-либо человеческого - так что неважно, какие цели были у Ли Харви Освальда - главное, что стрелял (убивал) отлично. Лишение солдат имён - это и стирание их индивидуальности и ассоциация то ли с бандитской кодлой, то ли со школой, в которой травля и издевательства становятся частью "воспитательной" программы...
В чём смысл войны? Сплошное либидо: власть, секс и агрессия, похоже, любимая триада Кубрика со времён Заводного апельсина. Разве что от сцен с девушкой нетяжелого поведения, но "высокой" социальной ответственности (в смысле "помощи" не то соотечественникам, не то американцам в смысле выплеска всяческой дряни от слов до сексуальных выделений) веет ещё и маркузианством в смысле смешения классовых и эротических (хотя тут не про эротизм, конечно) мотивов.
Тем страшнее и абсурднее финал, где смерть становится избавлением... Но Кубрику, кажется, одинаково ненавистны и фанатики и их антагонисты. Наверное, это правильнее, чем облагораживать военных - война отвратна в исполнении даже неплохих вроде бы людей. Но таких в Цельнометаллической оболочке нет. Потому и металл, что жизни нет.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (05.09.2022)
Просмотров: 99
Всего комментариев: 0
avatar
close