Суббота, 24.06.2017, 11:46
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Брызги шампанского

реж. Станислав Говорухин

В ролях: Алексей Бурыкин, Антонина Венедиктова, Наталья Щукина, Олег Меньшиков, Татьяна Догилева

СССР

1989

Оценка 7

Молодой лейтенант Володя после ранения подо Ржевом едет в отпуск к матери в Москву, где в разгар войны идёт почти мирная жизнь - очереди за водкой и пивом, рестораны для номенклатурной аристократии, вечеринки, девушки... Но Володе от этого слегка не по себе. А, может, и не от этого...
Прошедший незамеченным фильм Станислава Говорухина не то, чтобы открывает нечто новое в военной теме - в конце концов, тема мирной жизни в войне всплывала и раньше, в Летят журавли, 20 днях без войны или же в относительно недавнем к тому времени Человеке с аккордеоном, но все же стоит немного особняком.

Во-первых, потому что "тыловые крысы" показаны не в густо гротескных красках, а почти по-человечески. Всё-таки в военных фильмах всегда солировали фронтовики, а фон чаще выступал обрывочно, типично и бесхарактерно, даже в признанных шедеврах. Говорухин во многом его очеловечил, хотя и не без перекосов. Тут тебе и безымянные перебивающиеся случайной выпивкой и заработком инвалиды (Лев Борисов), и "золотая молодежь", далекая от осознания трагедии войны, воспринимающая ее большей частью витально, и лишившаяся жениха невеста (Светлана Рябова), видящая его едва ли не в каждом вернувшемся с фронта, и юная романтичная девушка-максималистка, ожидающая фронта как помолвки. Но два персонажа показаны ещё глубже - дипработник Сергей (Олег Меньшиков) и генеральская дочка Тоня. Во всяком случае, они выбиваются из своей среды. Первый является образцом естественного и социально поощряемого прагматизма, заставляющего трезво смотреть на своё место в действующем порядке - мир в тылу для него естественнен, даже нормален. И он всеми силами старается убедить в этом Володю, казалось бы ещё не утратившем юношеского максимализма (в духе тех же "тыловых крыс"). Однако Говорухин разворачивает историю так, что Сергей, скорее, пытается убедить не друга, а самого себя и успокоить свою совесть. В известной мере тем же занимается и Тоня, принадлежащая, с одной стороны, к миру той самой золотой молодёжи, а с другой -с отцом и братом военными... Для неё раненый лейтенант - это не просто увлечение пришедшим с передовой и выбивающимся из привычного для неё ряда парнем. Это способ оставить в живых хоть одного вырвавшегося из мясорубки человека и тем искупить своё существование в тылу...

Вот тут пора ввести и вторую боевую во всех смыслах единицу - собственно лейтенанта Володю. Правда, возникает определённая сложность - то ли этот мальчик в исполнении Алексея Бурыкина плохо сыгран, то ли режиссёр задаёт высокую планку взросления своего персонажа, потому и делает пафосно невыносимой сцену в ресторане, почти пристегнутую постельную сцену и болтающуюся по ходу действия первую любовь (?) лейтенанта и его мать (хотя в финале она своей репликой озвучивает главный сюжетный поворот). Странно, что именно в этих сомнительных с художественной точки зрения эпизодах и появляется стремление парня выразить злость за свои мучения (отнюдь не физические), быть близким с неродным, но ментально пережившим схожее человеком и уйти от неприятных разговоров с близкими до войны людьми... Влюбленность для него и вовсе шанс избавиться от пережитого (папа возлюбленной - чин высокий, к тому же предлагается боевая часть), тем более что он то вроде уже и заплатил кровью... Однако же оказывается, что и здесь есть ему укор. Неслучайно опасаясь именно этого, Володя откладывает встречу с вдовой товарища. Но поезд на передовую решает за него. Его место там, где гибнут его товарищи... Лейтмотив Ростоцкого из "А зори здесь тихие" о старшине Васкове, несущем крест за 5 девчонок выражен в уходящем вдаль вагоне...

Говорухин вообще даёт два маяка для зрителя - город Ржев, ставший символом огромных потерь нашей армии, и танго Брызги шампанского, в котором сквозит пьянящее мирное забытье. Нетрудно догадаться, что выберет лейтенант, труднее ему было делать этот выбор, тем более что вряд ли найдётся советский человек, не знающий великих строк Твардовского... О том и кино.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.06.2017)
Просмотров: 28
Всего комментариев: 0
avatar