Безымянная звезда

реж. Михаил Козаков
В ролях: Игорь Костолевский, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова, Григорий Лямпе, Михаил Светин, Михаил Козаков
СССР
1979
Оценка 8
В заштатном городке где-то в Восточной Европе (видимо, в Румынии) жизнь течет медленно и скучно. Единственное развлечение обывателей - проезд по станции экспресса Бухарест-Синая. Учитель Мирою в стороне от этих будней, он весь в звёздах... Однако и его судьба заносит на вокзал, где неожиданно останавливается экспресс Синая-Бухарест и высаживает безбилетную пассажирку.
Биография Козакова-режиссера сводится к трем фильмам, которые можно окольцевать принципами трилогии. Наиболее известна и популярна 2 часть - Покровские ворота. Собственно, фильм-то был о свободе для интеллигенции. А, может, и о свободе в Союзе вообще - этакий колокольчик перестройки. Антитезис к первому фильму - Безымянной звезде.
В этом смысле режиссёрский дебют (был, правда, ещё и телеспектакль Ночь ошибок) можно было бы охарактеризовать "судьба", а в сугубо историческом смысле - "застой". И вновь у него в центре - интеллигенция. А вообще правильнее эпитет "чудаки". Чудаки, живущие в иных мирах, никак не приспособившиеся в жизни здесь и сейчас. Будь то Удря, пишущий в маленьком городке большую симфонию, которую и сыграть то некому или сам Мирою, ищущий новую звезду. Или же странная мадемуазель Куку (синий чулок), решившая властвовать в этом нелюбимом ею царстве обывателей.
И ведь они не то чтобы противостоят, а, скорее, убегают от этой тоскливой действительности, в которой проходящий мимо поезд - настоящая жизнь. А в существовании этого городка: утка, раздавленная товарным, кино раз в неделю, подглядывание через занавески и никаких книг за 22 тысячи леев. Давно подмечено, что советское кино обращалось к классике и экранизациям, потому что снимать современность был опасно. Но Козаков где-то даже перебрал. Вышедшая в 1978 году звезда без вариантов намекала на советский застой в его провинциальном варианте.
И мечты обывателей - "красивая" столичная жизнь. Забавно, что большинство из них не желают пересечения этих двух миров - столичного и провинциального. И между ними есть нечто вроде классовой борьбы...
Собственно, непересекаемость их, невозможность изменить орбиту - и есть главная тема кино. Это судьба, озвученная двумя персонажами с разных сторон: одним спокойно и без ревности и другим - с грустью. Тупик? Но ведь есть и ещё слова: Есть и другие миры. То, что здесь тяжело, там - легко. А там - это где? Можно предположить, что за бугром, а можно и про инопланетян, которыми бредили советские обыватели на финише СССР. Здесь ещё хоть астроном - он знает законы... Об их преодолении - уже в Покровских воротах, а о результатах - в Визите дамы. Большинство предпочтёт надежду именно из ворот, но, чтобы застраховаться от напрасных ожиданий, нужно посмотреть и Безымянную звезду.
Кстати, одна из лучших ролей Костолевского, а мастер-класс Вертинской даже уже и привычен.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (31.07.2018)
Просмотров: 513
Всего комментариев: 0
avatar
close