Белая лента
Совсем не хочется самому писать про фильм, который принадлежит рукам самого жестокого, холодного, умного, одного из самых значительных режиссеров современности, потому что кино про насилие и его истоки, и очень жуткое.  Но пересилим себя и попытаемся проанализировать шедевр.
Небольшая немецкая деревушка накануне I мировой войны охвачена ужасом: происходят необъяснимые проявления жестокости - падает из-за натянутой проволоки лошадь и получает травмы местный доктор, избит сын местного барона, искалечен страдающий синдромом Дауна приемный ребенок того же доктора... Жуть да и только. Но все это служит важным, но все же фоном к историям "семей", населяющих деревушку - местные фермеры, тот же барон, вновь (выздоровевший) доктор, управляющий имением, молодой школьный учитель, от чьего имени ведется повествование уже спустя много лет.
Тема не нова для самого Ханеке, но решает он ее при сохранении своего стиля уже с большим размахом. Если ранее он сжимал пространство рамками семьи (Забавные игры, Пианистка, Скрытое), то теперь это пространство целой деревни, разворачивающееся до пространства целого народа, а, может, и того шире. Парадоксальным образом это полотно чрезвычайно способствует клаустрофобии. Потому что как настоящий австриец Ханеке копает не вширь, а вглубь. С каждым поворотом фильма он переворачивает перед зрителем новый пласт. Сначала это семья фермеров, которые вроде бы мстят барону (классовая версия насилия). Еще одна версия - доктор и его окружение: импотент, жестоко обращающийся с любовницей-акушеркой и ее сыном, единственным не вызывающим подозрения лицом (фрейдистская интерпретация). Наконец, разваливающаяся семья барона и его насильственное противление сему факту, ставшему следствием трагедий в деревне (ницшеанство). Сцена с избиением сына управляющим наталкивает на другой, казалось бы, путь. Наконец, школьный учитель выходит на детей пастора. Но сам пастор закрывает дорогу к разгадке. Кстати, именно этой версии, следует, кажется, и сам режиссер. На это указывает и название - белые ленты на рукаве носят именно воспитанники местного священника (они-то и вызвали у критиков ассоциации с нацистами и их свастиками) в знак исправления своей  "испорченности" перед обрядом конфирмации. Подавление сексуальных инстинктов и жестокости не меньшим насилием должно найти ответ в насилии же.
Но если бы был так прост Ханеке, фильм не был бы шедевром. Давая по ходу сюжета различные интеллектуальные трактовки, режиссер не дает подтверждения ни одной из них. Даже религиозная картина в финале лишь новое измерение, но не ответ. Версий много. а правды - нет. Как бы то ни было, но человеческая природа в любом случае проявляется как негативная, законсервированная деревенским укладом, закрепощающим человека. Линия молодого деревенского учителя тому подтверждение: учительская профессия  борца за справедливость (местного следователя) мешает ему жениться, а после свадьбы толкает на ремесло "мелкого лавочника". Философский же посыл крайне пессимистичен - ничто не способствует в человеке добру. Все-таки Ханеке по-прежнему мизантроп, а все перечисленные смыслы - лишь вуалирующая эту истину обманка.
Другие рецензии: Коммерсант Казань,
Коммерсант (Андрей Плахов)
Коммерсант (Михаил Трофименков) - проблемы насилия в кино

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.07.2010)
Просмотров: 467
Всего комментариев: 0
avatar
close