Бабушкин внук
Бабушкин внук
Реж. Адольф Бергункер
В ролях: Грачя Мхитарян, Надя Шульженко, Нина Тер-Осипян, Армен Джигарханян
СССР
1979
В Ленинград из Армении вслед за отцом-военным перебирается армянская семья во главе не столько с отцом, сколько с очень колоритной бабушкой (она же тёща). Самый младший паренёк семейства - Давид плюсом ко всему вступает в конфликт со своим новым школьным классом, подружившись на этой почве с Алёшкой (Света Алёшкина). Но вечно так продолжаться не могло...
Вообще-то очень странный фильм, который всерьёз подвергает насилию мозг. Потому что с одной стороны это комедийные сцены из жизни патриархальной армянской семьи и боевитой бабульки, разыгранные на таланте Нины Тер-Осипян и Армена Джигарханяна, и это действительно очень забавно, мило и душевно. А с другой - жесточайшая драма двух подростков-изгоев в школе. И если у Давида хоть в семье всё нормально, то у Алёшки дело - дрянь во всех смыслах. И контраст между двумя этими линиями к финалу так и не преодолевается. Вопрос: а должен ли был?
По законам драматургии линии как-то должны бы пересечься, но... почти нет. Разве что в эпизоде про болезнь Давида... И то.... И вообще многое остаётся загадкой - например, приходится додумывать, что же там с матерью главной героини, или каковы мотивы "травли" со стороны Лени - главного задавалы, да ещё по прозвищу "император", а современный зритель (как учитель задаюсь этим вопросом отчасти и я) спросит: а почему же родители Давида не спросят про синяки? а что у него с Алёшкой? а какого черта вообще делает классный руководитель? почему такие жутковатые вещи пропускаются мимо практически всеми взрослыми? и вообще без жалоб? Кстати, учителя поданы при этом отнюдь не так отвратно, как потом случится в Чучеле.
Можно было бы считать это недоделкой, но предпочту другое объяснение: миры детей и взрослых и вправду живут параллельно - взрослые увлекаются неисправным лифтом, замужеством взрослой дочери, разборками с бывшей женой... Надо бы ещё одну ремарку сделать - папа, например, учит сына приёму в драке, но не интересуется, зачем он ему... Приходится довспоминать советскую школу, которая не только не признавала того, что сейчас зовётся буллингом, но ведь ещё и родители воспитывали в духе "умей за себя постоять" и (этот эпизод как раз есть) "мужчины не плачут". Твои проблемы - решай сам. Потому Давид и совершает ошибку, решая сам, ведь он привык быть среди людей, а не в одиночестве... Занятно, что в кадре с днём рождения родители ведь тоже есть! Неужели они не чувствуют, что происходит нечто неправильное?.. Получается, что нет. И уж они-то вряд ли введены в кадр случайно, хотя и обезличены.
Алёшка - вообще уникальная для того времени история. Сейчас (наверное, к счастью) её проблема хоть и не решена, но менее болезненна - проблема родителей. Поди ж признай раньше, что кто-то из родителей с Вами не живёт, и тут же превратишься в объект для косых взглядов (в лучшем случае). Поэтому Алёшка берёт суровый и колючий имидж, скрывая ранимую натуру... Даже дома - чистый ад... Ведь отец рассматривает естественную любовь ребёнка к матери как предательство. Не считая того, что девочка фактически заменяет домохозяйку. Это вызывает сочувствие? Нет - в соответствии с законами патриархальности так и должно быть (Давид даже воспроизводит фразу своего отца и довольно безапелляционно). А ведь ещё и творчество с господством в массовом сознании идеалов золотого века находится в жёстком тюремном вольере, где готовы сожрать простоватую искренность, если она не соответствует высоким... стандартам. На таком фоне судьба Чучела куда проще - она ведь несла крест жертвенности во имя любви к недостойному. Алёшка и Давид просто несут крест как чужаки. И эта история банальна и, если убрать некоторые нюансы советского времени, актуальна до сих пор. Даже универсальна.
Выводы неоднозначные - получается, что внешне (да и внутренне) благополучная семья не гарантирует правильный выбор её детей (к дочери претензий нет), а коллективность имеет оборотную сторону. Финал пытается доказать, что всё это вполне работает, но почему-то верится с трудом... Т.е. не верится. Наверное, должно работать - свои должны поддерживать, друзья должны уметь прощать, и нужно уметь принимать новое и новых (людей). Происходит ли это в жизни? Да, но с трудом.
Есть ещё смутное подозрение, что режиссёр пытается обозначить проблему расщепления именно русских институтов - в конце концов, армяне являют собой в значительной степени островок единства, а вот русские (большинство остальных) - в состоянии непонятного раздрая. Неслучайно учительница замечает в разговоре с коллегой: с ними что-то происходит, а что? До сих пор этот вопрос мучителен.
Оценка 7,5
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.10.2022)
Просмотров: 115
Всего комментариев: 0
avatar
close