Ашик-Кериб

Реж. Давид Абашидзе, Сергей Параджанов
В ролях: Юрий Мгоян, Софико Чиаурели, Рамаз Чхиквадзе, Додо Абашидзе
СССР
1988
Оценка 9
По старинной азербайджанской сказке и как бы поэме Лермонтова. 

Почему как бы? Потому что пересечение с текстом Лермонтова минимальное. Параджанов (вместе с ним и Абашидзе) - явно художники собственного прицела, чтобы держаться за чей-то там текст, даже если он, тем более если он классический. 
Хотя... В картине куда больше народных, фольклорных мотивов в истинно параджановской интерпретации - условной, сказочной и сюрной. Ощущение, что режиссёры решили вместить в фильм едва ли не всю культуру Закавказья - персидские (а то и не персидские) ковры, звенящие, шуршащие, бьющие вычурностью наряды на фоне каменистых пейзажей, белые маски смерти для правителей, явно подсказанные японским театром и религиозные символы, апофеозом которых стало явление рыб и святого Георгия, в чем можно углядеть и обретение веры героем.

Режиссёры (трудно не сбиться только до фамилии Параджанова) же сосредотачиваются в первую голову на музыке. А в эстетике это оказывается возвращением (очередным) к истокам кино - несмотря на слова, они почти не нужны, разве что редкие виньетки-главы имеют хоть какое-то смысловое значение. Остальной текст значим по сути лишь в одном эпизоде - когда Ашух (Ашик) должен играть на свадьбе глухонемых... Так что музыка, сливающая народное и классическое - едва ли не главный герой.

Если бы ещё и не цвет - картина рисуется из трёх любимых колоров Параджанова - красного, белого и... нет уверенности, что любимого, но чёрного. Символика кое-где даже угадывается, хотя больше напоминает сюр в духе Дали, - красный как цвет жизни, белый - чистоту и мир, черный - смерть... Гранат вообще мелькает в течение всего действия, да ещё и с голубями напару. Так что волей-неволей возникает во вполне советском духе идея мира, потому как во время войны даже песни не поются... кольчуга мешает.
Так что фильм оказывается о великой созидательной силе искусства - камера а финале увековечивает не только посвящение Тарковскому, но и символически завершает фильмографию Сергея Иосифовича - гранат в белом.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (12.12.2019)
Просмотров: 210
Всего комментариев: 0
avatar
close