Алые паруса

Алые паруса

Реж. Борис Гранатов

Вологодский Театр юного зрителя

Спектакль-феерия по мотивам романтической повести Александра Грина

Новая форма - театрализованный концерт.

Алые паруса, наверное, просятся для постановки, особенно для юного зрителя. Вот и вологодский театр решил отметиться, да ещё и в сверхпопулярном у зрителей жанре мюзикла. Как получилось? Неоднозначно, честно говоря.

Прежде всего, бросается в глаза эпигонство в отношении ленкомовского "Юноны и Авося"  - в декорациях, в режиссёрской манере, да и в песнях тоже... Хотя рОковые мотивы "Кино" и даже "Агаты Кристи" тоже слышны, что, типа, осовременивает постановку.

Из неоспоримых достоинств: работа со светом, хореографией, художников по костюмам (получилось нечто вневременное, что сойдет и за современность и за классику), декорации - короче, визуальная часть. Смогли создатели удивить зрителя и явлением натуральных алых парусов, да и парой других фишечек.

Однако минусов явно не меньше. В 2,5 часах песенно-хореографических композиций лишь просматриваются традиционно театральные "штучки" типа сюжета, драматических элементов и актерских работ. Пойдем по плану, как в стандартном школьном сочинении.

Что касаемо сюжета... Забавно, но мне не представляется возможным впихать что-то вменяемое и логичное в добрых 2 часа песен (примерно минут 30 уходит на объяснение истории, случившейся на сцене, не музыкальным языком, что маловато). Так, собственно и получилось. Спектакль отчаянно разваливается как разбитая тарелка по полу - вроде и тарелка, но битая же... Стоит большого труда сообразить, какова же здесь событийная логика. К счастью, помогает знание истории, рассказанной Грином. Но к ней авторы решили добавить нечто не каноническое - в итоге волшебник и угольщик соединены в одном лице (это не смертельно и даже в чем-то обоснованно), возникает свадьба сына трактирщика и Ассоль, колоритный, но всё же бордель, в который затем, чтобы выручить попавшего в тюрьму Лонгрена, попадает и юная героиня... БОльшая часть действия вообще происходит в трактире.

Ну или вот ещё деталь - мало того, что Грей и Ассоль знакомятся в том самом борделе, так и алыми паруса становятся благодаря красному вину... Наверное, в этом и образ - как в циничном мире пробивается и пытается сохраниться большая светлая мечта и любовь... Но, если честно, то отдаёт не только цинизмом и прагматизмом мира вообще, но и теми же качествами авторов и постановщиков этого мюзикла. Попытка актуализировать Грина бессмысленна, потому что даже время написания повести никак не намекает на чистоту мира - шла Первая мировая, а затем и Гражданская... Так что добавлять деталей к романтическому шедевру и не требовалось - это только опошлило его...

Тем паче, что характеры получились либо одномерные либо безо всякой эволюции... Вроде бы сочувственная трактирщица без видимых причин (хотя и объяснимых по угадываемому сюжету) становится главным антагонистом, бедолага Грей появляется (если не считать его призрачных мельканий) только в финале и совсем не романтично и не сказочно - вместе с командой он развлекался (не без тоски, впрочем) в том самом вертепе... Ассоль вообще непонятна - проскакали мимо момента ее разочарования в мечте, и она тоже стала необъяснимой. Лонгрен вышел не то страдающим алкашом, не то... альтернативы даже и не подобрать, хотя ключевая в этом смысле сцена с кораблями к 12-летию дочери хороша... Но главные моменты развития образов (да простите мне этот штамп советского литературоведения) исчезли...

Чуть лучше дело обстоит с сыном трактирщика Меннерсом - его чувства к Ассоль проистекают из.наследной тоски к жизни, невозможности преодолеть круг постылой "пены да воды" и поэтому тяги к сумасшествию в лице Ассоль, пусть даже путём очень тонкого, где-то даже бессознательного шантажа... И хотя Тимур Миргалимов немного неуклюж и его игре не хватает достоинства - именно он кажется не то, что бы центральным, но самым интересным персонажем феерии (так назвали сей жанр создатели - вслед за Грином, впрочем). Неплохо оттеняет недостаток самоиронии в спектакле Игорь Рудинский в роли Эгля - даря надежду и мечту, он как бы даёт шанс героям решить самим, добавляя краски лукавства, уместной иронии и немножко потустороннего. Правда, многое и в его игре скорее додумывается, чем реально прослеживается.

Попытка, пусть и не во всем удачная, придать истории логику мистического (веры) дана и в игре Анатолия Михасика (священник). Хороши, но не столько в характере, сколько в образе, девицы и сама Мадам в неоднократно помянутом "Заведении"(!). Но, боюсь, что несмотря на хорошие наброски характеров и ролей, они так и остаются набросками (вроде той же разбитой тарелки сюжета). Потому и финал кажется не столько выстраданным, чего авторам вроде как хотелось, сколько пристегнутым, да к тому же беглым и скомканным. Показалось даже, что ключевой элемент сюжета - встреча с Греем и расстроенная свадьба (?) Ассоль - по хронометражу уступили прописанным бисам финала. Понятно, что это не слишком серьёзный аргумент, но если совсем просто, то окончание спектакля напоминает фразу "смеяться после слова "лопата" (в данном случае "рыдать после слов "хэппи-энд").

В итоге спектакль по ощущениям вышел очень неровным. И если уж совсем лаконично его рецензировать, то как выразился мой коллега по просмотру: "Ну очень много песен, хотя вроде бы и неплохих". Театр - это все же не концерт Филиппа Бедросовича, где сплошное "вау" и ноль целых, шиш десятых в области смыслов...

Оценка 6

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (27.03.2016)
Просмотров: 818
Всего комментариев: 0
avatar
close