Александр Попов
Александр Попов

Реж. Виктор Эйсымонт, Герберт Рапопорт
В ролях: Николай Черкасов, Александр Борисов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих и др.
СССР
1949
Оценка 6,5
Кинобиография знаменитого в России изобретателя радио.
Немногие задумываются, но байопик, несмотря на импортный и ныне весьма расхожий термин, родился вообще-то в СССР (не считая всяких наполеонов, но это мелочи), причем ещё до войны. И, что показательно, первыми объектами жанра стали полководцы во главе с мифологическим Александром Невским. То бишь настраивали народ на нужный лад борьбы с захватчиками. После войны тренд существенно изменился - полководцев, типа Ушакова, разбавили деятели культуры и, что важно, в контексте ее русскости. Так что в этот ряд попал, например, создатель национальной школы в музыке Глинка, академик Иван Павлов, Белинский, Лермонтов... На фоне военного и послевоенного малокартинья ощущение, что ничего кроме байопиков и не снимали... Смысл то прост - доказать, что Россия - родина слонов. В этом смысле фигура изобретателя радио архетипична - ведь мы были впереди планеты всей, а у нас украли...
И создатели фильма идеологически отрабатывают фильм очень лихо - самозабвенный исследователь (наверное, поэтому был выбран на главную роль самый экспрессивный советский актёр старой школы Николай Черкасов), бескорыстный служитель родине (в отличие от Маркони), скромный труженик (работа важнее, чем склоки об авторстве), наконец, демократ (защитник студенчества) и гуманист (актуальный в свете тогда всё ещё популярных челюскинцев сюжет про льдину)... Наверное, так и положено и даже очень хочется верить, что Попов именно таким и был. Однако соседствующие с героем Менделеев и адмирал Макаров точно такие же - разве что чуть более пылкие демократы (несмотря на сталинизм за окном) и ещё более страстные патриоты. Так что с интригой и неожиданностями в Попове (что в фильме, что в герое) как-то не очень - да и враги, как и в прочих сталинских байопиках, карикатурны. В данном случае Маркони (штатный советский злодей Бруно Фрейндлих) - карикатура на жадный, циничный, механистичный и космополитичный капитализм, для которого люди - это инструменты... Моральный максимум, на который может рассчитывать итальянец, работающий в Англии, это обозначение спортивного изобретательского интереса в сильной компании для Попова, а значит такая мотивация есть вроде бы и у него... В остальном... безусловная редиска. И вряд ли такой взгляд объективен.
В чём же интерес сегодняшнего смотрения? А ведь есть - некоторые даже название дали соответствующее "науч-поп". В художественно-доступной форме объясняется, как возникало и что собой представляет с точки зрения физики и технологии это явление. Да и идея о приоритете российского и советского, хоть и не всегда правдива, но мотивирует почему-то лучше, чем нынешнее повсеместное идолопоклонство перед Западом. В конце концов, не такие уж мы лапотники, а радио Попов точно изобретал. Другой вопрос, почему у нас не замечают собственных гениев... Томограф, изобретенный офицером Ивановым, был отвергнут, к примеру, по тем же причинам, что и радио Попова...
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (12.09.2022)
Просмотров: 88
Всего комментариев: 0
avatar
close