Афоня

Реж. Георгий Данелия
В ролях: Леонид Куравлев, Евгения Симонова, Евгений Леонов, Валентина Талызина, Борислав Брондуков, Савелий Крмаров, Николай Гринько, Николай Парфенов, Владимир Басов и др.
СССР
1975
Оценка 8,5

 
Сантехник Борщёв (Леонид Куравлёв) - полуопустившийся пьяница, хулиган и мелкий стяжатель, не связанный семьёй, да и вообще какими-либо обязательствами. Что-то начинает меняться, когда в его жизни появляются случайный вроде бы собутыльник Коля (Евгений Леонов) и девушка Катя Снегирёва (Евгения Симонова).
В одной из недавних исторических лекций Афоня был назван как фильм, по которому считывается эпоха 70-х. Как и вообще по советскому кино можно судить о времени, чего катастрофически не хватает кино современному. Пожалуй, только Звягинцев в последних фильмах пытается ещё хоть как-то поймать дух современности, но этого очень мало. По Афоне же и вправду можно изучать тогдашнюю реальность, пусть и чуток (без чернухи потому что) причесанную.
Впрочем, всё относительно - при ярлыке "комедия", но с горькой приправой жизни.
В центре сам герой. Не новый для советского кино - например, среди хитов советского проката мелькнул в свое время Опекун, где таких была целая россыпь. В известном смысле таковыми были и герои знаменитой гайдаевской троицы. Отличие Афони от них в том, что он был интересен не как социальная единичка, нужная ли на производстве, как в неплохом, но в чём-то и ограниченном Опекуне, или вредная, как у того же Гайдая и не только в Самогонщиках, но и в новелле Напарник. Данелия вместе со сценаристом Александром Бородянским (позднее постоянным соавтором Шахназарова) своего героя не только рисуют, но и копают.
По рисованию выходит тип, который характеризует крайность психологии советского обывателя эпохи развитого застоя с нарастающим социальным эгоизмом и отчуждённостью, перетекающих изо дня в день. Поэтому формализм собраний столь очевиден - людям (впрочем, сейчас не больно многое изменилось) надо домой, ведь "4-я серия сегодня". И Афоня чувствует это сильнее, чем кто-либо. Поэтому герой в одной из воспитательных бесед выражает это в крике, что кругом не ангелы. В этом смысле Борщёв даже оказывается куда более честным нонконформистом, только в маргинализированном варианте. Он не диссидент, но уходит в псевдогедонистический мир, ведь у него нет фальшивой пропаганды ТВ и газет, которых он не выписывает.
Но там же, в том же диалоге звучит и другая мысль: штукатур Коля в ответ на убеждение функционера "на себя посмотри" возражает "нужно думать об обществе, а потом уже о себе". Но потому Коля и смотрится неким персонажем из прошлого, который в коллективистском порыве оказывается в неком одиночестве. Впрочем, и он отнюдь не революционный идеалист...
Означает ли все это, что Борщёв ничего путного не ищет? Ищет. Ведь в "любви" Борщёва есть нечто сказочное, лубочное, верящее в равное и коллективное... Но интеллигенция оказалась ещё дальше, чем коллеги по работе и начальство... Поэтому Данелия находит выход в духе Шукшина в Калине Красной - возвращение к корням (возможно, поэтому на главную роль он взял его любимого актера). Но тут же с ним и полемизирует, отрезая путь своему герою назад. Прошлого не вернуть... Поэтому финал условно оптимистичен. Путь в будущее или временная пилюля-транквилизатор... Профессор по сантехнике? Да нет, просто в дерьме ковыряется. Просто медсестра? Нет, душу исцеляющая любовь. Но верит ли главный герой в любовь?.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020)
Просмотров: 179
Всего комментариев: 0
avatar
close