Маленькие трагедии

реж. Михаил Швейцер

В ролях: Георгий Тараторкин, Михаил Козаков, Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Леонид Куравлев, Наталия Белохвостикова, Николяй Бурляев, Николай Трофимов

СССР

1979

Швейцер - известный мастер экранизаций классики. На его счету и советский фонд в виде Золотого теленка, и мастодонты в лице Гоголя и Толстого и их бессмертные Мёртвые души и Крейцерова соната. Теперь вот Пушкин...

Моцарт и Сальери

И сразу занятное ощущение - Швейцер словно бы не замечает деления на сцены, а срывает их в единую нить повествования о тайнах души человеческой. Вновь удивляет его способность в отсутствии спецэффектов убедительно ваять на экране мистическое и заглянуть в бездну человеческого существа. Наконец, использование аллюзий на произведения классиков европейской живописи типа Да Винчи, Босха, Дюрера и великих актёров Смоктуновского, Высоцкого, Бурляева и отдельно отметил бы Николая Трофимова. А есть ещё Золотухин, Юрский, Тараторкин.

Пир во время чумы

Очень интересна, и в этом отличие работы от прежних и будущих работ Швейцера, работа с цветом и со светом. Картины 19 века - жёлтые до желчи, как бы от свечей, но как бы и от тёмного настроения аристократического света. Скупой рыцарь режет светом, контрастирующим с подземельем. Явление Каменного гостя - вообще сочетание несочетаемого - тьмы ада и света божьего, карающего грешника...

Каменный гость

Особенно примечателен визуальный ряд Пира во время чумы, словно бы сошедшего с полотен эпохи Возрождения. Великолепен последний кадр одинокого Вольсинга за столом на площади средневекового замка... Одиночество человека в мире, обуреваемого страстями и потерявшего нравственные ориентиры... Странно, что столь христианкое высказывание пропустила советская цензура. Швейцер создал почти библейскую притчу и культурологический трип в эпохи Средневековья и Пушкина. Пожалуй, в этом и секрет порой бесстрастной драматургии, покрытой флером остраненности. Поэтому трагедии хоть и маленькие, но мистически-религиозные и философские. И вроде как Пушкин вместе со Швейцером намекают человеку, что каким бы гордым, независимым и величественным он себя не считал, пред законами Вселенной (Бога) он мал и ничтожен...

Скупой рыцарь

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (18.10.2015)
Просмотров: 410
Всего комментариев: 0
avatar
close