Зимний вечер в Гаграх

Зимний вечер в Гаграх (1986)

реж. Карен Шахназаров

В ролях: Евгений Евстигнеев, Александр Панкратов-Черный, Сергей Никоненко, Наталья Гундарева, Петр Щербаков, Георгий Бурков, Александр Ширвиндт

Оценка 8

Алексей Беглов - когда-то известный чечеточник (степист) - теперь репетитор при эстрадном коллективе. Неожиданно к нему обращается некто Аркадий, приехавший из Воркуты и мечтающий прославиться, с желанием научиться степу...

Карен Шахназаров

Излет советского кино подарил взлет Карену Георгиевичу Шахназарову. Его Курьер и город Зеро стали киноотображением перестройки. Но ещё раньше он будто бы подвел своеобразные итоги застоя. И сделал это с теплотой, а не с жестокостью, что было вроде и не в тренде. При этом взял близкую ему сферу - область музыки (искусства). Тем паче, что у него уже был опыт обращения к музыке в "Мы из джаза". Только там были трудности тернистого пути в будущее, создаваемого музыкантами. А здесь - смирение с ушедшей славой и гордость за прожитое. Часто ведь приходится слышать, что поколение застоя, не говоря уже о более раннем, сталинском и даже оттепельном, прожили жизнь несвободно и мол-де напрасно. Судьба Алексея Беглова намекает, что прошлое оставило нам кое-что, а сами себе мы пока что создали не очень много (назидательный монолог Беглова, не только осуждающий алкоголизм, но и напоминающий про ДнепроГЭС, появившийся отнюдь не с неба, а благодаря труду людей).

Кстати, Евстигнеев (Беглов) играл роль своеобразного спящего вулкана, который готов в любой момент проснуться. Казалось бы податливый, но гордый (на таком контрасте сыграны эпизоды в магазине - "что ты тут болтаешься" и в гостинице - молчаливый уход). Равнодушный к судьбе степа ("не буду я тебя учить") и "загоревшийся" на хрупкой надежде возродить номер "Гаучо-чечеточник" ("Ты будешь танцевать степ?!"). И, конечно, исполнение получилось блистательное, а фильм превратился в бенефис актера. Хотя и Панркатов-Черный, и Никоненко, и Гундарева, и эпизодники сыграли в высшей степени здорово. 

А ещё есть "звёздная болезнь" современных эстрадников (это не только героиня Натальи Гундаревой, но и персонаж Никоненко), проистекающая от неосознанности сиюминутности славы (она разбивается о японскую чудо-машину) и изменение мировоззрения советских людей, особенно заметное в противопоставлении-дружбе Беглова и Аркадия (трудовая этика первого, нагловатость и "жажда славы" второго). В том числе и в методах воспитания - Аркадий верит в силу денег, Беглов - в силу порыва (кураж). Темный зал в финальных титрах, в котором раздается стук ботинок, примиряет героев, восстанавливая преемственность. Точнее, давая надежду на нее...

Вопросы могло бы вызвать название, но иногда суть кино выражается не в полном метраже, а в одном из эпизодов. Почему же избран "Зимний вечер в Гаграх"? Да потому что в нем (в вечере) сошлись любимое дело и любовь близких. Почему такой финал? Потому что "тот вечер" окончательно стал прошлым... Неважно, счастлив ли Беглов сейчас - он хотя бы был счастливым тогда... И весь фильм становится, как ни парадоксально, сиквелом к короткому, но яркому эпизоду, и вопросом к нам: сможем ли мы прожить жизнь хоть в чем-то так же как он?

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (29.08.2015)
Просмотров: 596
Всего комментариев: 0
avatar
close