Основной инстинкт

США

1992

реж. Пол Верхувен

В ролях: Майкл Дуглас, Шэрон Стоун, Джордж Дзундза, Джин Триплхорн

Из серии «Легенды эротики»

Неизбалованный эротикой в советском кино, уже российский зритель на ура принял шедевр Пола Верхувена — голландского мастера провокаций, успешно до поры-до времени работавшего и в Голливуде.

Пожалуй, именно откровенные сцены стали главной приманкой в фильме для нас, россиян, ибо мы были лишены всего контекста, в котором работал режиссер. Меж тем секс в картине лишь одна из составляющих…

Ну, во-первых фильм вышел на заре эпохи безопасности. Закончившаяся холодная война только усилила спрос на эту ценность, равно как и разбушевавшийся СПИД. Безопасный секс с презервативами — мода 90-х (непрозрачные намеки на это в фильме присутствуют). Цивилизация заместо животной необузданной страсти. И Верхувен выступает очень своеобразным, но певцом сексуальной революции. Правда, здесь больше подходит слово «переворот». Как хороший провокатор, Верхувен попирает законы современного ему социума, но все же не претендует на абсолютное обобщение. Просто напоминает о природе секса как смертельной игры и о людях, которым жизнь без такой игры не слишком интересна. Древний миф об Эросе и Танатосе никто не отменил — Верхувен с блеском это доказывает.

Во-вторых, на дворе вместе со всеобщим миром наступила эпоха безумствующей политкорректности. Гомосексуалисты и лесбиянки вышли из темноты на свет божий и тут такой удар… Лесбиянки в «Основном инстинкте» сплошь убийцы. Даже если и не сплошь, то уж благопристойностью, на которую они стали претендовать, тут и не пахнет. Поэтому провокационная мина сработала и тут. На фильм, режиссера и сценариста посыпались обвинения и даже судебные иски в клевете на секс-меньшинства. Опять-таки вряд ли Верхувен обобщал что-то по их поводу, но пощекотать общественное мнение явно был не прочь.

Любопытны, хоть и не очень новы, трансформации в жанре детектива, предпринятые в «Инстинкте». Объектом изощренной игры становится не роковая женщина (их тут пруд пруди), а мужчина, вполне себе роковой. Режиссер таким образом возвращает нас в гипертрофированный нуар. Наконец, и то, что объектом смертельной игры становятся не преступники, а полицейский — тоже небезынтересно.

Всему этому была бы грош цена, если бы как истый европеец, Пол Верхувен не добавил в этот опасный коктейль толику иронии. Получилась даже своеобразная пародия на профессию психологов и психоаналитиков — профессиональных пудреников мозга и манипуляторов. В итоге из фильма получилась ироничная смертельная игра, обыгрывающая основные клише жанра (а в данном случае и некоторые элементы реальности), что сильно отдает художественными принципами постмодернизма.

Наконец, казалось бы, решающий все тайны финальный кадр оставляет зрителю все же больше загадок, чем разгадок, поэтому пришлось посмотреть раз, наверное, в 10-й, чтобы разобраться Даже своя теория получилась насчет сюжетных перипетий... Суть ее примерно сводится к тому, что Кэтрин Трэмелл убийцей не является. Во всяком случае, ряд убийств в фильме она совершить и не могла, да и незачем. Ее психология такова, что она могла запускать механизм убийства интеллектом, знать всю, простите, процедуру, но манипулируемыми исполнителями были другие лица. Но, в конце концов, это всего лишь предположение.

Но то, что кино стоящее, сомневаться не приходится. Одним из ценнейших качеств фильма к тому же является тело и игра Шэрон Стоун — секс-бомбы 90-х. На нее-то уж точно стоит посмотреть.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (31.08.2014)
Просмотров: 2717
Всего комментариев: 0
avatar
close