Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Одна из лучших экранизаций Артура Конан-Дойля и лучшая пара Холмс-Ватсон в истории кино.

Последнее является почти общепризнанным. Как ни странно, но англичане не достигли той степени самоиронии, которая им вообще-то свойственна (правда, не всегда), какой смог достичь Масленников в своем сериале относительно и Ватсона, и Холмса. В немалой степени этому способствовала минисериальная форма, в которой режиссер попытался связать сюжеты отдельных рассказов Конан Дойля + две повести. Именно она определила стиль, в котором работали авторы фильма, что придало необходимый детективу динамизм, не убив при этом важных деталей, характерных как для к. XIX в., так (в чем-то) и для современности. При этом для каждой из частей сериала была избрана определенная тема в рамках жанра. Если в первой части (Знакомство и Кровавая надпись) наблюдается поиск необходимых пропорций, то дальше Масленников пошел в разнос – триллер, иронический детектив, мелодрама, наконец, шпионская тема.

Но если режиссура периодически хромала, не более, впрочем, чем на одну ногу, то на сценарий жаловаться почти грешно. Владимир Валуцкий, да и сам Игорь Масленников, достойно перелопатили первоисточник, убрали лишнее, добавили необходимые связующие звенья, не забыв про центральный ствол повествования, чего не удавалось ни до него, ни после него никому. Не последнюю роль сыграли сценаристы и в той самой иронии, украшающей героев и прошедшей через весь сериал.

Но ключевую роль играют, конечно, актеры. Василию Ливанову при этом трудиться пришлось, наверное, менее остальных – уж больно хорошо он подходил внешне под описание Холмса. Правда, компромиссов, но разумных и интересных, избежать не удалось – все-таки Холмс Конан-Дойля скорее сухарь: не любит женщин, заносчив, существует почти вне морали, запертый в рамках профессии. Ливанов гораздо более человечен, хоть и не менее профессионален. То, что у написанного Холмса заострено, у Холмса кинематографического – напротив, закруглено., и с этим Ливанов справился на отлично. Но гораздо более сложная задача стояла перед Виталием Соломиным, ведь Ватсон практически не прописан вовсе. Он был свидетель, но не соучастник. А Соломин рисует все – и ум, и глупость, и серьезность, и ироничность, напыщенность и естественность, но всегда нравственную цельность. Однако, он не сочиняет этот образ, а угадывает конандойлевский, оттого и пара у Масленникова родилась.

Ну и все остальные, что называется в строку – и великолепная Рина Зеленая, превратившая миссис Хадсон в старушку Англию, и Бронислав Брондуков как всегда король комедийного эпизода, да и другие постоянные персонажи не подкачали. Не говоря уже об отдельных сериях.

Венцом сериала безоговорочно стала «Собака Баскервилей». Именно здесь сошлись необходимые пропорции – все перечисленное выше в первую очередь относится сюда. Да еще прибавились такие люди, как Никита Михалков, сыгравший одну из лучших своих ролей, выпавшую из его амплуа «жлоба» (иногда интеллигентного). Замечательную и невероятно обаятельную компанию ему составили Крючкова, Стеблов и Адабашьян. А возвышенно-мистическое воплотили на экране Алла Демидова и Олег Янковский.
Симпатична и заключительная часть – XX век начинается. Именно здесь как нигде проявились параллели с современностью: столкновение разных поколений. Более молодое поколение – поколение рационализма и техногенной цивилизации вытесняет персонажей прежней эпохи: Холмса, Ватсона, Лестрейда. Эпизодичное появление Смита супротив прежней миссис Хадсон, инспектора со смешной фамилией Питкин супротив прежнего Лестрейда демонстрирует их механистичность и правильность, лишенную индивидуальности. Поэтому финал получился обаятельно-грустным, каким по идее и должен быть. Персонажи устарели и мало кому интересны сегодня, кроме, разумеется, старшего (советского) поколения. Но именно оно оказалось разочаровано «XX веком…». Наверное, жаль было расставаться…
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (10.01.2010)
Просмотров: 419
Всего комментариев: 0
avatar
close