На гребне волны

Реж. Кэтрин Бигелоу
В ролях: Киану Ривз, Патрик Суэйзи, Гэри Бьюзи.
США
1991
Оценка 8
Ветеран-фбровец Папас (Гэри Бьюзи) и новичок спецагент Юта (Киану Ривз) пытаются поймать банду грабителей банков, которые оказываются серферами. Проблема в том, что Юта увлекся не только серфом, но и своеобразной философией этих свободолюбивых людей.
Первый серьезно прогремевший фильм Бигелоу, выведший ее в первый ряд. Не то чтобы она раньше нечто совсем уж независимое снимала, но На гребне волны вывел ее в высшую лигу. Правда, ненадолго. Наверное, потому что даже здесь для нее важен не столько экшн (хотя он на уровне), а процесс идентификации человека - осуществление им жизненного выбора, определение, кто он такой на самом деле. В этом смысле агент Юта - безоговорочно центральный персонаж...
Собственно, как ни странно, но, солгав Тайлер о родителях, Юта тем не менее обозначил важную для себя тему: до сих пор его определяли родители, окружающие, затем выбранное ими образование и в соответствии с ним движение по рельсам карьеры. В эту схему даже страхи входят - волны́, пули, неба... Он и от них был ограждён.
Так что Юте предстояло стать безумцем без страха и упрёка, войдя в царство свободы, но взамен решая этическую проблему: спасти или предать друзей... (спойлер - друзья всей толпой погибнут, так что цена свободы - одиночество, причем безработное). Поэтому сюжет превращается в инициацию "агента" - показательно, что в финале это не "костюмированный" офисный мальчик с "колом" в пятой точке ради прямой выправки, а патлатый джинсовый парень с расхлябанной походкой. Думается, что выбор Ривза на роль определён был ещё Личным штатом Айдахо, в котором он проделал обратный путь - из хулиганов в офисного политика.
Можно найти и сюжет о судьбе - Боди (Патрик Суэйзи), в конце концов, не производит впечатление человека, который мучается выбором - да и не зря ему дан образ гуру, есть в этом нечто кармическое.
Ну и фига в кармане - образ экс-президентов, которые грабят (банки, а можно и страну подставить) - хорош уже сам по себе, но не без смысловой нагрузки. И подбор неплохой - Линдон Джонсон (война во Вьетнаме), Никсон (Уотергейт), а Рейган главный. Так что Бигелоу делает своих бандитов своеобразными наследниками детей цветов, бунтарями-анархистами, и хотя в концовке без корысти совсем не обходится, но банальными грабителями они не становятся.
Бигелоу, стало быть, избегает жёсткой ловушки бадди-муви, для которого пара полицейских неразлучна и борется с какими-нибудь однозначными отморозками. Режиссёр делает в итоге неклассический и не факт, что любовный, но треугольник - в аэропорту Юта буквально оказывается меж двух огней... Сюда даже плохо вписывается та самая Тайлер. Женщину-режиссера девушки почему-то слабо интересуют - разве что в качестве не особо значимого сюжетного конструкта... Сугубо мужские разборки.
Так что мы имеем дело как минимум не со стандартным боевиком начала 90-х - над фабулой здесь прилично поработали. В роли довеска есть и пара шикарных сцен - арест банды наркоторговцев (девушки с грудями 4 размера оказываются отнюдь не невинными овечками) и погоня Юты за бандой (позже она была процитирована в Матрице). Она ещё и драматургически сделана одной из центральных.
Странно, что потенциал боевика с психологическими нюансами будет в полной мере использован лишь в 2000-х в бондиане и комиксах DC, но потому Бигелоу и перечисляется самим Скорсезе в числе режиссёров, способных на неожиданности. А за пределы жанровых условностей и полицейского боевика и того же бадди-муви Кэтрин вышла, за что и удостоилась римейка в 2015 году... Только его а отличие от оригинала вряд ли будут пересматривать.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (06.10.2020)
Просмотров: 163
Всего комментариев: 0
avatar
close