В кадре Победа.


9 мая вся страна отмечает День Победы – действительно всеобщий праздник. Сегодня это и единственный однозначно патриотический праздничный день в году. Чем не возможность обратиться к современному кинематографу и телевидению и тому, как они освещают тему Великой Отечественной войны.

Что радует, так это традиция снимать что-то новое ко Дню Победы. Конечно, сегодня не так много снимается фильмов о войне, как это было в советский период. Причин здесь много. Во-первых, кино перестало быть массовым искусством, превратившись в часть шоу-бизнеса. Значительную роль в этом процессе сыграло и телевидение. Во-вторых, несмотря на то, что «новая» власть признала Праздник Победы,  смена строя сыграла свою роль в оценке Победы. Наконец, уходит поколение ветеранов и людей, которые помнят войну не по учебникам, а такой, какая она была на самом деле. Все реже мы видим ветеранов, а в современном лексиконе им на смену приходит поколение «детей войны».  Смена поколений коснулась и зрителей, и авторов (например, Станислава Ростоцкого («А зори здесь тихие…»), Григория Чухрая («Баллада о солдате»)). Наверное, поэтому лучшие фильмы о войне вышли в 50-70-е гг.

Поэтому и сменились акценты в показе войны на телевидении и в кино. Хотелось бы остановиться на нескольких современных произведениях:

1.      «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Фильм, снятый телеканалом НТВ, известным тележурналистом Алексеем Пивоваровым. На фоне того, что происходит на этом телеканале в последние годы (море криминала и скандалов) фильм действительно стал событием. По форме смесь кадров хроники, современного репортажа, свидетельств очевидцев и постановочных сцен. В качестве образца жанра демонстрирует две тенденции в освещении войны: слишком высокая человеческая цена победы и разоблачение мифов о войне. В данном случае – мифа о непобедимости маршала Жукова. Как следствие, фильм восторженно принят либеральной прессой и, мягко говоря, с сомнением оставшимися ветеранами и большей частью прессы патриотической. Главный камень преткновения не в том, имели или не имели место показанные трагические события, а в том, стоит ли это делать сегодня. Часто разоблачение мифов ставит под сомнение реальные заслуги тех или иных исторических деятелей. Наверное, в отношении подобных работ следует руководствоваться идеей о том, что нынешнему поколению проще говорить о подобных вещах, поскольку оно не несет прямой ответственности за то, что происходило 65 лет назад. Тем не менее, подобные работы и в кино и на телевидении появляются достаточно регулярно. Еще одним примером кино в той же смысловой категории является нашумевший сериал «Штрафбат». Думается, что «золотая середина» еще впереди.

2.      «Мы из будущего» - фильм о современных подростках, которые по (в прямом смысле) фантастическому стечению обстоятельств попадают на 60 лет назад. Это определяет аудиторию фильма – прежде всего, молодежь. Авторы, пытаясь завладеть вниманием данной категории, используют почти безошибочный ход, помещая героев в военные обстоятельства при помощи фантастики (точнее, мистики). Ход в сегодняшних условиях понятный – советские фильмы о войне с этой аудиторией, выросшей на блокбастерах, уже не работают. Другое дело, что воплощение идеи все равно, в первую очередь, носит развлекательный, а уже затем эмоционально-воспитательный характер, не говоря уже о художественных достоинствах фильма, которые (при всем уважении к авторам) оставляют желать лучшего.


3.      «Звезда» - еще один пример молодежной трактовки войны. Является экранизацией повести Казакевича. Фильм примечателен потому, что одна экранизация уже была. Нынешняя переосмысливает историю с позиции современного приключенческого кино. Проще говоря, боевика. и если к советской традиции больше относится понятие «подвиг», то современные фильмы рисуют образ «супергероя». Из этой же категории такие фильмы (сериалы) как «Спецназ», «Апостол» и многие другие.

Все эти образцы являются прекрасной иллюстрацией того, как изменилось современное общество, в том числе в трактовке Великой Победы. Во многом этот процесс объективен – смена поколений дает себя знать. Важнее, чтобы не искажалась историческая правда, которую необходимо доносить и через наше образование и через наше телевидение. А если будет количество, то оно неизбежно перерастет в качество. В конце концов, Сергей Бондарчук смог снять шедевр «Война и мир» о войне 1812 года через 150 лет после событий (правда, это было в советское время). Значит, и Великая Отечественная война не останется без шедевров.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (28.08.2009)
Просмотров: 527
Всего комментариев: 0
avatar
close