Вижу, слышу, читаю


Среда, 21.11.2018, 05:34


Приветствую Вас Гость | RSS


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Вижу, слышу, читаю [0]
Обо всем и ни о чем [65]
Политика и не только
Кино - рецензии [0]
О прослушанном [121]
Рецензии на музыкальные альбомы
TV & the Radio [48]
Рецензии на события в мир телевидения
Клипостроение [121]
Видеоклипы
Неперсональные статьи [9]
Наиболее интересные материалы из Интернета и статьи моих товарищей по разным темам
Фотографии и изображения [14]
Размещаются фотографии различного свойства.
Музыка - песни [0]
Хит-парады [19]
Изба-читальня [33]
Список книг, которые могут называться лучшими. Хотя это всегда дело вкуса. Лучшие еще и потому, что читать разные получается с трудом. Постраюсь давать информацию об учебниках, к примеру, которые меня волнуют как преподавателя.
Кино-Театр [547]
Перепланировка сайта


Сотворившая чудо

Вологодский театр юного зрителя (для детей и молодежи)
реж. Борис Гранатов
2016
Оценка 7,5

Девочка Элен - слепоглухонемая, манерами больше напоминающая нечто среднее между кошкой и обезьянкой. Ее отец капитан Келлер и мать Кэти, хоть и любят дочь, но почти потеряли надежду на нормальную жизнь для нее и уже подумывают отправить ее в приют. Однако вроде последнего шанса нанимают молодую гувернантку Энни Салливан. Как выяснилось, девушке-педагогу пришлось перевоспитывать не только девочку, но и ее родителей...
Первый спектакль ТЮЗа, который кажется симпатичным, милым и... проблемным. Притом, что это, скорее всего, изначальная заслуга хорошей пьесы. А, может, сыграло за спектакль, что он на волнующую меня профессионально тему - педагогика.
Как бы то ни было, но меньше всего темой спектакля видится именно чудо прозрения слепоглухой девочки. Если очистить пьесу от личного и уникального в ситуации, то останутся три типа: родители, ребенок-голем и педагог (в изначальном смысле "проводник").
Парадокс родителей состоит в чрезмерной, но не деятельной любви к чаду. Ребенок остаётся для капитана и его жены тайной за семью печатями, вернее даже за замками. А хочется ли быть рядом с сундуком за семью замками, вскрыть которые не можешь? Сундук твой, но если нет навыков взлома, то проще отдать его в ломбард. Извините, в интернат. И как последний шанс здесь возникает слесарь-любитель. Хотя вернее подошло бы определение "взломщик".
Потому что гувернантка как минимум необычна. Проблема родителей и состояла в том, что сломом барьеров они не могли заняться, как хирург, который отрезает ногу без наркоза (во всяком случае, по ощущениям. Гораздо проще дозволять естественное поведение, "оправдывая" это любовью... Правда, это трудно сочетать с идеей интерната. Так что гувернантка на контрасте "не любит" Элен, позволяя себе жестокости. Почему-то вспоминается сцена из советского "Экипажа", где любящий отец позволяет говорить ребенку как ему удобно, а злая мать зуботычинами заставляет говорить правильно. "Творящая чудо" Энни даже и не пытается притворяться не и доброй, ни злой - просто насильно сажает девочку за стол правильно, заставляет держать ложку, набирать воду и т.д. При этом нарывается на сопротивление родителей, которым это кажется издевательством над ребёнком. Ключевой момент наступает, когда мать всё же разрешает эксперимент "отрыва" девочки от материнской и отцовской опеки... Однако сопротивление близких на этом не заканчивается, дале когда очевидный результат они признают чудом.
И в этом есть несколько перекличек с настоящим. Если перенести ситуацию на настоящий момент, то многие родители не смиряются с тем, что их детей будет ломать школа и жизнь и потому не готовы к сотрудничеству с учителями. Спектакль показывает и возможность сотрудничества и компромисс между этими часто враждующими, но имеющими одну цель субъектами.
Ставится и ещё одна очень сложная проблема - тема насилия в воспитании. Педагогика сотрудничества, модная в последнее время, видится, к несчастью, не всегда продуктивной. Авторы двигают зрителя к мысли, что сначала надо поставить вешки на пути ребенка (а ведь любой ребёнок по существу изначально слеп, глух и нем), а сие без принуждения почти невозможно (просьба не путать с побоями и прочим т.п. физическим насилием). Как выразилась Энни, сначала нужно научить тому, что "нельзя", и это ещё не чудо, потому что главное - впереди... И хорошо бы довериться тому, кто может сделать не только "нельзя", но и можно...
А в этом месте и вовсе охватывают размышления насчёт цивилизации и свободы. Особенно в контексте дальнейшей биографии Элен. Человек вроде как вместилище всех способностей, талантов и гения, но нужно ограничить в нем природное и открыть человеческое. Первое (ограничение природного) - цивилизация с ее ложками, вилками, манерами. А "можно", невозможное без цивилизации - свобода. Она если и естественна, то исключительно для человека, в котором рискует застрять, оставив его зверем (манеры Элен очень уж напоминают звериные). Так что детям по итогу совет - усваивайте "нельзя", чтобы было "можно", родителям - не потакайте детям и доверяйте учителям, а учителям... - договаривайтесь с родителями.
Вот только не понимаю я Гранатова в смысле превращения классической пьесы в мюзикл, разве что она даёт определённое движение. К тому же убирается универсальный смысл истории, превращенный в американский. Зато есть, хоть и калька с Мамушки, но все равно забавный персонаж няни, экспрессивная игра юных актрис в роли Элен, не то влюблённый, не то лучше чувствующий сестру брат... Но надо признать, что вся соль всё-таки в драматургии и в какой-то идее, а не внешних эффектах, что в последнее время в театре встречается не так уж и часто.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (12.03.2018)
Просмотров: 63
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта


Смирнов Д.С. © 2018