Избирательная система идет навстречу работающей молодежи
Одной из главных проблем российской избирательной системы является невысокая избирательная активность молодежи. Причин, которые лежат в основе этой проблемы можно назвать довольно много: и невысокий уровень правосознания в целом, в том числе молодого поколения избирателей, и недостаток информации об избирательных правах граждан и др. Поэтому задачей законодателей, избирательных комиссий всех уровней, политических партий является активизация деятельности по привлечению молодежи к участию в избирательном процессе. И не в последнюю очередь молодежи рабочей.
В данном сегменте работы, что называется, «непочатый край». Во-первых, в силу вовлеченности в проблемы своей работы, карьеры молодые люди этой категории не вовлечены в политические дискуссии (как молодежь учащаяся), имеют меньше возможностей (и, наверное, желания) следить за политическим и избирательным процессом целенаправленно и систематично. При этом и с точки зрения мировоззрения работающая молодежь находится, можно сказать, в пограничном состоянии – ее пристрастия в государственной сфере до конца не сформированы и весьма подвижны. При разговоре о таком аспекте привлечения молодых людей к участию в выборах всех уровней как право быть избранным следует учитывать, что основную массу избирателей составляют люди старших поколений, которые в своем выборе учитывают опыт кандидатов в депутаты, их социальный статус, семейное положение и т.д. Нередко слышишь от людей 40-60 лет фразы типа: «Молод еще!», которые обнажают подобную позицию. С другой стороны, совершенно очевидно, что именно молодежь активнее включается в инновационные процессы – Интернет, мобильная связь и ее возможности, мультимедиа, новые технологии в целом. А это диктует государству задачу продвижения молодежи во власть, где она будет применять инновационный опыт в полной мере, что неразрывно связано с задачей предоставления возможностей для проявления социальной активности. Поэтому общество объективно заинтересовано в более активном участии молодых людей в избирательном процессе.
Именно на достижение этих задач и преодоление означенных «минусов» направлены и последние инициативы в области избирательного законодательства, выдвинутые Президентом Д.А. Медведевым. Наиболее серьезные изменения произошли в трактовке роли политических партий в избирательном процессе. Уже естественным видится выдвижение кандидатов по спискам партий, представленных в Государственной Думе и Законодательных Собраниях субъектов на выборах, в том числе в муниципальные органы власти. Пример тому – последние выборы в Вологодскую городскую Думу, в которой все 30 депутатов представляют ведущие политические организации. Более того, фактически партии берут на себя обязательства покрывать все избирательные округа своими кандидатами и тем самым учитывать и фактор молодежи, тем более в условиях явного кадрового дефицита у некоторых из них. И эта тенденция закрепляется в правотворчестве. Законодательно расширяются возможности для различных политических сил участвовать в выборном процессе. В частности, постепенное снижение минимальной численности политических партий направлено и на появление новых, «молодых» во всех смыслах партийных структур. Частично стимулирует «омоложение» избираемых и избирателей закрепленное уже действующими с 2009 года законами представительство партий, набравших от 5 до 7 % голосов избирателей в Госдуме. Не менее важным представляется пункт о внесении изменений в партийные уставы с целью закрепить ротацию руководства, что опять же способствует «омоложению» их руководства в перспективе. Тем самым через предложенные реформы объективно расширяется социальная база выборов и в первую очередь за счет молодых людей. И уж тем более в этом русле лежит потенциальное снижение возраста пассивного избирательного права (проще говоря, права быть избранным) с 21 года до 18 лет по выборам в муниципальные органы власти. Равно как и отмена избирательного залога на выборах, что повышает возможности участия в выборах в качестве кандидатов для лиц от 18 до 30 лет, часто не имеющих широких финансовых возможностей. Однако, в этом направлении есть и пробелы в российском законодательстве о выборах. Приоритет в распределении мест кандидатов на выборах, не говоря уже о реальном распределении депутатских мандатов принадлежит крупнейшим политическим партиям. И реальных механизмов по обязательному участию молодежи в списках партий на выборах всех уровней пока нет. Без этого, к сожалению, все вышеозначенные инициативы по привлечению поколения 20-30-летних в реальную политику останутся лишь возможностью, но не практикой. Конечно, количество молодых кандидатов на выборах от «Единой России», ЛДПР, КПРФ расширяется, но пока еще на «заднем плане». Но в любом случае ситуация сдвинулась с мертвой точки. Не менее значительные изменения происходят в развитии форм и уровней голосования за кандидатов и партии. Здесь очевидна работа избирательных комиссий по расширению участия граждан в выборах посредством применения новых технологий в избирательном процессе. Уже опробованы методы электронного голосования на выборах, адаптированные именно под работающую молодежь, которая может голосовать «не отходя от кассы» (или прямо на производстве). Не секрет, что именно молодежь – основная целевая аудитория Интернета, и голосование через глобальную сеть востребовано именно в этой среде. В целом удачно прошли эксперименты по электронному голосованию в целом ряде субъектов, в т.ч. в Вологде. Быстро, надежно и практично. И этот опыт будет развиваться. Новые технологии активно применяются и в контроле за ходом голосования (например, навигационная система «ГЛОНАСС»), что поможет ликвидировать проблему недоверия к избирательной системе в целом и привлечет самую недоверчивую часть избирателей – молодежь. Шаги сделаны и в направлении широкого информирования граждан о законотворческом и политическом процессе. Избирательные комиссии с осени 2009 года осуществляют мониторинг ситуации по предоставлению равного эфира представителям всех политических сил представленных в федеральном и региональных парламентах. Это и повышение уровня правосознания граждан и реализация демократических принципов. Конечно, перекосы в телеэфире еще есть, но позитивные тенденции налицо. Что касается молодежной аудитории, то и эти меры направлены на ее «политическое просвещение». В этом же русле и изменение вещания центральных государственных телеканалов, в частности, концепции вещания холдинга ВГТРК, в рамках которого будет работать канал «Россия 2», ориентированный на молодежную аудиторию, в том числе и в сфере новостного, правового и политического вещания. Обращаем внимание, что все эти меры – уже результат нескольких месяцев работы органов государственной власти и избиркомов. Многое предстоит усовершенствовать, но цели определены – обеспечить справедливые, честные выборы, которые определят настоящее и, главное, будущее страны, нашего, края, города, района и даже родного двора. Голосуй и не проиграешь!  
Категория: Обо всем и ни о чем | Добавил: smidmi79 (07.03.2010)
Просмотров: 935
Всего комментариев: 0
avatar
close