Дальше некуда?
Закончился учебный год. Абитуриенты пишут ЕГЭ, а нам пора подводить неутешительные итоги.
Признаться, думалось, что изощренные и судьбоносные для образования ЕГЭ и Болонская система, о которых мы неоднократно писали, это предел чиновного коварства, что хуже придумать невозможно. Но для нашего доблестного правительства нет ничего невозможного. Оно проявило за последнее время еще ряд любопытных инициатив.
Во-первых, изменения системы финансирования образования, в том числе связанные с введением в действие Закона об автономных учреждениях. Насколько «забавен» этот закон, написано немало, но главный вывод в том, что образовательные учреждения превращаются из некоммерческих организаций в коммерческие, т.е. это прямой путь к переходу на платное образование в системе средних учебных заведений, в том числе общеобразовательных школ.
Сей проектдополняется не менее шикарной системой подушевого финансирования. Это значит,что деньги государство будет выделять не в зависимости от реальных потребностей учебного заведения, а от количества обучающихся в нем. Благое намерение поощрить конкуренцию на самом деле устанавливает потолок финансирования системы образования. Мол, нечего пыжиться – денег все равно не дадим. Уже возникшие полюса в виде элитных заведений с одной стороны, и полуразваливающихся школ – с другой, будут отдаляться друг от друга еще больше.
Естественно, что не только школы, но и люди стукнутся головой о потолок, ведь вводится новая система оплаты труда, также «способствующая конкуренции». Зарплата педагогов теперьделится на две части – базовую и стимулирующую. Вроде как ставка (70%)+премия (30 %). Только премия будет зависеть не от объективных показателей (которых в работе педагогов почти и нет), а от директората учебного заведения, распределяющего стимулирующую часть. Короче говоря, цель – разделить и без того небогатых педагогов на чуть менее бедных и совсем нищих. Нездоровая обстановка в педколлективах гарантирована – кое-где это уже происходит. Принцип «разделяй и властвуй» в действии.
Меняются и правила лицензирования учебных заведений. На этом стоит остановиться чуть подробнее. Сама ситуация напоминает легкий бред. Ни для кого не секрет, что большая часть школ, вузов, среднепрофессиональных учебных заведений по-прежнему государственные. Т.е. государство через муниципалитеты обеспечивает их финансирование – новые здания, ремонт старых, оборудование, заработные платы и прочее. Оно же устанавливает различные нормы – санитарные, пожарные и т.д. И оно же проверяет эти учебные заведения на соответствие этим нормам раз в 5 лет. Теперь поясняем, как это выглядит на практике. Допустим, стоит старая и не очень уже добрая школа лет 50, да ремонтировалась она последний раз лет этак 25 назад. Естественно, что требования стандартов за 50 лет серьезно поменялись – и к помещениям, и к противопожарной безопасности и т.п. И соответствующие чиновники соответствующих госорганов идут в данную школу и начинают игру поинтереснее компьютерных вместевзятых. Не хватает учебников – получите штраф, товарищ директор. Да у Вас еще ине установлена система противопожарной безопасности – еще штраф. Столовая не там расположена? Получите-распишитесь, Вам еще штраф. И почти до бесконечности. Скидки на то, что денег не выделили на соответствующие нужды другие органы власти, не работают. Поэтому учебное заведение начинает шерстить родителей, студентов, спонсоров… Получается занятный круг – у государства и денежные средства, и средства контроля, а ответственность несет учебное заведение.
Теперь состояние стресса для директоров гарантировано не раз в 5 лет (правда, есть еще и аттестация), а в любой момент.
Недавно и еще одна замечательная инициатива проявлена. Дело в том, что вузы являются ныне федеральными учреждениями, т.е. финансируются из госбюджета. Правительство предлагает часть вузов перевести в региональные бюджеты. В свете этого прошел слух, что одно из учебных заведений, переведенное на нашу область, Вологодчина смело прикроет, поскольку денег на него в региональном бюджете нет.
Этого мало. Не менее «весело» все и на уровне содержания образования – вышли новые образовательные стандарты. «Весело» потому, что в министерстве образования и науки совсем обленились – настолько, что непрописанность стандартов под соусом «свободы учебных заведений в выборе и формировании учебных программ» грозит тем, что учащийся при переходе из одного заведения в другое может кое-что изучить пару раз, а что-то не изучить в принципе.
Главное, конечно, состоит в реальном переходе на всеобщее платное образование. Кого-то это не пугает – в конце концов, есть даже очевидные «плюсы». Главный состоит в компенсации знаний конвертируемой валютой. Рождается новая формула: интеллект+деньги=диплом. Из этого, согласно математической логике, следует: интеллект<диплом. Это в любом случае. При этом соотношение между деньгами и интеллектом вообще не регулируется. Даже льготы для золотых медалистов отменили. И каких специалистов мы получим при таком раскладе? Вот поэтому образование и должно быть бесплатным. Потому что в обществе знаний только они и должны быть мерилом компетентности человека. Но мы, очевидно, движемся в обратном направлении – купить, оказывается, можно и мозги. Протестов слышно не очень много – значит всех все устраивает?
Категория: Обо всем и ни о чем | Добавил: smidmi79 (01.07.2010)
Просмотров: 590
Всего комментариев: 0
avatar
close