Что такое хорошо и что такое плохо.

 

Что такое хорошо и что такое плохо.


На носу Новый год. А, значит, начинается эпопея с Дедом Морозом. Значит, вновь чаще в новостях будет звучать название одного из самых древних и знаменитых городов области – Великого Устюга. В преддверии зимы мы побывали в Устюге и увидели, что здесь хорошо, и что здесь плохо.

Родина деда Мороза.

Хорошо.

Что ни говорите, а приятно, что Вологодская область стала Родиной одного из самых популярных персонажей русской культурной традиции. Вдвойне приятно, что это привлекает в область вообще и Великий Устюг в частности значительное количество туристов. В преддверии Нового года организуются даже специальные поезда из Москвы и Санкт-Петербурга до Великого Устюга. Работает почта деда Мороза в центре Устюга – письма разложены по российским регионам и странам и регионам мира (есть даже письма из Австралии).

Обязательным объектом пребывания любого туриста является ныне Вотчина Деда Мороза – комплекс сооружений, чем-то напоминающий своеобразный заповедник. Удивительны несколько вещей, связанных с Вотчиной – быстрота ее возведения и несколько других, менее приятных.

 

Плохо.

Сразу же бросается в глаза дороговизна и невиданная страсть к наживе во всем, что связано с дедом Морозом. Только въезд на вотчину стоит 500 рублей, что как-то не связывается с новогодним чудом и возвращает нас из сказочной атмосферы на грешную землю. Не говоря уже о стоимости номеров в гостиницах (в основном от 1,5-2 тыс. руб. и до бесконечности), коих, имеются в виду номера, и не очень много. Остальное на уровне ощущений – как ни странно, но в самом Устюге не очень чувствуется, что город стал столицей русской зимы. Снег, мороз, даже вьюга – это все на месте, но антуража маловато.

Сама Вотчина уже начала от времени портиться – крыша, покрытая медью, начинает зеленеть, дерево темнеть. Как расходовались средства на строительство и куда идут доходы от вотчины – вопрос отнюдь не риторический.

 

Город русских первопроходцев и не только.

И остальное вызвало неоднозначные чувства, оставив горько-сладкий привкус.

 

Плохо

Поражает то, что несмотря на весь PR, обеспеченный личным участием мэра Москвы Лужкова и губернатора Позгалева, город (по крайне мере внешне) немного выиграл от своего нового статуса, которому исполнилось 10 лет. В частности неприятно удивляет убогость экстерьера (см. фото). Такого количества брошенных или очевидно аварийных зданий в центре города, трудно встретить где-либо. Инфраструктура тоже не порадовала – кафе и иных пунктов общепита просто не попалось, дороги в центральной части тоже не впечатлили. Кстати, добраться до города непросто – вокзал, построенный в городе в 70-х гг. прошлого века уже не функционирует, самолеты летают два раза в неделю, а автобус идет около 11 часов с Вологды 

Хорошо

Другой, скорее позитивной особенностью Устюга является огромное количество храмов на ~32 тыс. жителей. Подсчитать трудно, но цифра вполне сравнима с количеством храмов в Вологде – красивейший Успенский собор, храмы Дымковской слободы, Троице-Гледенский монастырь и множество других. Для районного центра поразительное количество музеев – 8, среди которых музеи истории города (где есть полотна Шишкина, Айвазовского, Маковского, Коровина и др. художников и интереснейшая экспозиция, хотя и не без «ляпов»), природы, древнерусского искусства… Не говоря уже о знаменитой «Северной черни» (чернение по серебру).

 

Плохо

Очень жаль, что Успенский собор и Троице-Гледенский монастырь и ряд других объектов культуры открыты только в летнее время и нуждаются в реставрации.

И уж совсем (или почти) нет напоминания о том, что Великий Устюг – родина русских первопроходцев: Семена Дежнева (ему, правда, установлен памятник), Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. Правда, как нам сказали в Музее истории Устюга, где мы были на экскурсии, экспозиция по первопроходцам обновляется.

Совсем одиноко и неухожено смотрится памятник Ленину, одинокий даже 7 ноября.

В целом Великий Устюг демонстрирует своеобразный срез российской действительности: сочетание общего упадка русской провинции, гримас капитализма (дедморозовский туризм, очень недешевый) и колоссальных исторических традиций. Самый главный парадокс, что город, славный своей историей, архитектурой, культурным наследием (та же чернь является важной статьей дохода) привлекателен сегодня в основном Дедом Морозом.

 Задача, поставленная властями не так уж плоха, но даже краткий обзор дает понять ключевые вещи: 1. Туризм существует не сам по себе, а как средство сохранения и умножения культуры. 2. любая «туристическая» идея должна способствовать экономическому развитию города, региона – давать рабочие места, улучшать быт, совершенствовать инфраструктуру и т.д. 3. Все это не должно мешать знакомству с историей края, страны большей части населения.

Все эти вещи слабо работают не только в Устюге, который пока так и не стал значительным культурным комплексом, к чему есть все предпосылки. Но в любом случае, побывать там стоит.

Категория: Обо всем и ни о чем | Добавил: smidmi79 (12.12.2009)
Просмотров: 572
Всего комментариев: 0
avatar
close