Кто позаботится об учителях

2 ноября в Вологде состоялся митинг, организованный областным профсоюзом работников образования. О его причинах, последствиях, отношении властей к образованию в материале «Нашего голоса».

 Причина и следствие

По данным департамента образования Вологодской области средняя заработная плата у всех работников сферы образования в 2009 году составила 8 280 рублей. (Подчеркнем у всех, поскольку этот показатель высчитывается путем сложения зарплат и технического персонала, и учителей, и управленческого аппарата соответствующей отрасли.) В 16 районах области, которые уже перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ) с 1 сентября т.г., средняя зарплата оказалась и того меньше – 7 626 (а у учителя это приблизительно 5 000 целковых).

Это произошло, потому что в бюджет на 2009 год депутаты ЗСО не включили расходы на так называемую поощрительную часть оплаты труда учителей, рассчитанную на определенные доплаты за выполнение профессиональных педагогических обязанностей, а расходы на образование в целом еще и сократили на 23%.

Напомним, согласно НСОТ, зарплата педагогов теперь делится на базовую и стимулирующую части, которая составляет от 10 до 40% от общей суммы оплаты. Каждый регион сам определяет и ее объем, и то, за что доплачивать педагогам.

Так вот, вместо повышения зарплаты работникам сферы образования, декларированных Правительством РФ, доходы учителей Вологодчины уменьшились. В результате, учителя области (делегаты из 26 районов и даже из Архангельской области) вышли 2 ноября на митинг и пикетирование местного «Белого Дома». По различным (милицейским и профсоюзным) данным учителей собралось от 500 до 700 человек.

Как прозвучало в выступлениях учителей, школьные и районные администрации всячески пытались воспрепятствовать протестным акциям педагогических работников: от уговоров, обещаний и убеждений вплоть до прямых угроз увольнения. Вместе с тем отмечалось, что педагоги Вологодской области не собираются сдаваться, а напротив готовы к забастовкам и шествию Вологда – Москва.

Хотя областная администрация и старалась всячески «замолчать» учительский «бунт» – это плохо получилось. Поэтому буквально уже на следующий день по всем СМИ началась трансляция заверений губернатора о том, что стимулирующий фонд в бюджет заложен и что в следующем году он увеличится на 30%.

Однако не совсем ясны обещания администрации, сделать зарплату в течение первого года работы молодым учителям в 10 000 рублей – а что на втором году им уже можно будет опять платить копейки, чтобы они «с чистой совестью» оставляли педагогическое поприще? Или молодые специалисты, по мысли чиновников, за 1 год смогут преодолеть все ступени «педагогической иерархии»: с 11 разряда до высшей категории (так ведь это противоречит нормативной документации), или у них, по какой-нибудь новой директиве, год за пять считаться будет (т.е. педагогический стаж резко вырастет)? Непонятно.

Зато из выступления перед педагогической общественностью профсоюзного лидера Олега Димони становится многое понятно – несмотря на то, что уже в этом году на выплаты заработной платы учителям области не хватает около 280 миллионов, из бюджета выделяется 195 миллионов рублей на покупку гостиницы «Атриум», где собираются разместить соответствующие департаменты. Действительно, кто как не сытый и комфортный чиновник может так позаботиться о голодных учителях?!

Чиновники, СМИ и учителя

Никакого отклика со стороны местной власти на «учительский бунт» не последовало – губернатора не было в Вологде, а все остальные чиновники как раз в это время заседали в «Русском доме» на единороссовском форуме. Ничего более важного и для вологодских телевизионщиков (всех 3-х каналов) в этот день не нашлось.

Но сказать, что со стороны пишущих журналистов реакции не последовало, нельзя. Так, одна из ведущих городских газет «выпустила» по поводу недовольных педагогов «интересный» материал. Чем же он так привлекателен? Да вот, к примеру, якобы одна учительница на традиционный вопрос корреспондента: «А чо это вы тут делаете?» – посетовала, что де «зарабатывала 14-15 тысяч рублей, а в этом году получаю 8600». Так то оно может быть и так, да вот есть в этих словах два «скользких» момента.

Во-первых, этот корреспондент хотя бы сначала на фотографию глянул (которую, кстати, сам и опубликовал – специально помещаем в нашей газете «для сравнения» аналогичную). Более того, если школьный учитель и может получить зарплату 14-15 тысяч рублей, то при двух условиях: 1) он директор или, на худой конец, завуч; 2) он работает на 2-е ставки, имеет высшую категорию, а также все надбавки – за стаж (как минимум 15-лет), за содержание кабинета, за проверку тетрадей и прочее. Короче, при такой нагрузке домой он приходил бы только на ночь или ночевал бы в школе.

Во-вторых, именно благодаря таким материалам в массовом сознании формируется стереотип: учителя преподают плохо – получают много – все чего-то еще требуют!

И действительно – полюбуйтесь, дорогие наши учителя: «В ходе введения новой системы оплаты труда, ленивые, бездарные, необразованные, конечно, теряют в зарплате. Поэтому, естественно, есть недовольные. Они и выражают свое недовольство, потому, что их больше устраивает уравниловка, когда все получают одинаково…». До боли знакомые слова – кто бы это мог так «припечатать» «бездарных» учителей, осмеливающихся «бунтовать»? Ну конечно же – это наш Вячеслав Евгеньевич, только он может так «зрить в корень». А озвучено это им было 3 ноября в выступлении перед директорами школ.

Все это наталкивает на нехорошие мысли о дискредитации профессии педагога. Ведь согласитесь, как только случается какое-либо происшествие в школе (в отношении здравоохранения это тоже работает), то оно тут же попадает на первые страницы газет и в первые новости телеканалов. А замечательный тезис о ЕГЭ как инструменте борьбы с коррупцией в образовании вообще вызывает вопросы: образование – самая коррумпированная сфера? Учителя берут взятки? С кого? О людях, действительно отдающих свое сердце детям, передают уже, что называется, под финальные титры и, мягко говоря, нечасто. И, кстати, совсем забыта истина, что педагогический процесс является многосторонним – в нем участвуют не только учителя, но и государство, создающее условия для работы, и родители, продолжающие обучение и воспитание ребенка дома, да и сами ученики, которые если не будут проявлять активность, то никакой, даже самый одаренный педагог, не сможет вложить в них ум, знания и нравственные качества.

Митинг лишний раз показал, что чиновники не хотят и не могут создать оптимальные условия для работы учителей, зато через «заказуху» в СМИ манипулируют общественным сознанием, собственной бездарностью побуждая к безответственности все общество.

 

А.Н. Дубинин, учитель изобразительного искусства и черчения

Смирнов Д.С., преподаватель истории

Категория: Обо всем и ни о чем | Добавил: smidmi79 (12.12.2009)
Просмотров: 652
Всего комментариев: 0
avatar
close