Уйдем ли мы со школьного двора?

Лето не только пора отдыха, но и пора, когда проходят выпускные и вступительные экзамены. В этом году они особенно активно обсуждаются общественностью.

В Вологодской области события приобрели трагический характер. Два человека погибли по причинам, связанным «с реализацией требований Единого государственного экзамена» - 25 % учащихся не справились с заданиями тестов по математике, чуть лучше, но не намного, результаты в русском языке. Тема всколыхнула общественность, и в сентябре пройдут депутатские слушания на тему ЕГЭ. Возник даже вопрос о целесообразности ЕГЭ вообще. Непонятно только одно – неужели стоило дождаться гибели людей, чтобы понять, что подобная форма проверки знаний учащихся не совсем то, что нужно нашей системе образования.

 С самого начала идея внедрения тестов в практику проверки знаний учащихся вызывала сомнения. Хотя намерения были самыми благими: ребята из глубинки могли бы поступить в любой, самый престижный вуз, не сходя, что называется, с места, что сэкономит средства семейных бюджетов. Кроме того, власти таким образом пытаются побороть коррупцию в сфере образования.

Ну что ж, по порядку. Что касается первого пункта, то в нем и необходимости-то особенной не было. Допустим, есть у одиннадцатиклассника из Тотемского района желание поступить в институт. Сдает он ЕГЭ, для чего ему не нужно ехать, допустим, в Вологду на несколько дней. Поступает в институт. Ну и правильно – он не несет больших расходов, ведь государство выплачивает ему стипендию. Правда, она в 3-4 раза ниже прожиточного минимума. Но, видимо, жить на нее можно… в течение 5 лет обучения. Интересно, какая часть экономится от тех десяти дней пребывания во время вступительных экзаменов? Тем более, что благодаря системе олимпиад, сложившейся еще в советское время, школьники из глубинки могли поступать на льготных условиях в любой вуз. Поэтому ЕГЭ Америки здесь не открыл.

Не выдерживает серьезной критики и момент противодействия ЕГЭ коррупции. Уже сейчас идут сообщения в прессе о торговле вопросами тестов до начала экзаменов, не говоря уже о рассекречивании заданий накануне дня проверки знаний самими учащимися посредством Интернета. Впоследствии это только приобретет характер системы.

Настолько ли непрофессиональна власть, чтобы не знать и не предвидеть все эти моменты? Думается, что нет. Тогда зачем? Попытаемся ответить.

Это ведь только на первый взгляд, ЕГЭ – лишь система проверки знаний, которая, казалось бы, объективна, поскольку исключает (в значительной степени, но не полностью) человеческий фактор в оценке знаний ученика. То есть не от преподавателя зависит, какую оценку ставить, а от бесстрастной машины, проверяющей результаты госэкзамена. Но на самом деле это не так. Единый госэкзамен в корне меняет всю систему подготовки учащихся. Как известно, учебный процесс – это воспитание и обучение. Если система проверки знаний требует точных и четких ответов на вопросы тестов, то необходимость воспитания отпадает сама собой. Есть вопрос и есть ответ. Третьего не дано. Это чревато еще и тем, особенно в гуманитарных предметах, что возможности для рассуждения и формирования нового знания на основе анализа и синтеза учащимся фактов сужаются, если не сказать, что исчезают.

Самостоятельность мышления, таким образом, отмирает совсем. Простой пример. В тесте по истории дается задание: назовите основные факторы победы советского народа в Великой Отечественной войне. Разумеется, о руководящей роли коммунистической партии сказать будет нельзя – это заведомо неправильный ответ. Соответственно и преподаватель не будет настраивать учащихся на поиск собственного ответа на этот и другие, гораздо более неоднозначные, вопросы. Тем самым формируется только одна точка зрения – готовое знание. Шаг влево, шаг вправо – попытка к бегству, карается жестко. То есть ЕГЭ становится элементом вертикали власти, в идеологическом отношении. Недаром, наибольшее возмущение он вызывает у гуманитариев. И это, еще раз подчеркнем, без учета того, что перестраивается, в который уже раз за последние 20 лет система подготовки учащихся.

Как ни банально, но это политика, простите за крепкое слово, оболванивания нации. Те самые 25 % «неудов» по ЕГЭ – тому свидетельство. Так сколько же власть, «Единая Россия» и иже с ними будет ломать через колено систему образования, оппозицию, которая часто высказывает разумные замечания? А ведь, если присмотреться, гораздо более актуальны другие проблемы – коммерциализация обучения (в вузах, прежде всего), бюрократизация системы, возрастание нагрузки на преподавателей и учеников, падение интереса к обучению, уход от воспитания в учебном процессе и т.д. Даже говорить не нужно, как это сказывается на качестве обучения и психологическом состоянии школьников и студентов. Неужели опять-таки нужно ждать, что кто-то покончит с собой из-за этого? Или может прислушаться к мнению экспертов, оппозиции в лице КПРФ? Надеемся, что услышим ответы на эти болезненные вопросы.

Категория: Обо всем и ни о чем | Добавил: smidmi79 (28.08.2009)
Просмотров: 396
Всего комментариев: 0
avatar
close